КОНКУРС “ЗОЛОТОЙ КАДРОВЫЙ РЕЗЕРВ РОССИИ XXI ВЕКА”
(ВЗГЛЯД ОРГАНИЗАТОРОВ)

Эта серия конкурсов была предпринята по инициативе С.В.Кириенко. Ее начало относится к февралю-марту, а заключительный этап состоялся в декабре 1999 года. Первая половина серии проходила под эгидой “Прайм Чейз”, вторая, включенная в предвыборную кампанию - под эгидой Союза правых сил. Конкурсы состоялись в Красноярске, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде (трижды), Новосибирске, Санкт-Петербурге, Московской области и Москве, Пензе, Петрозаводске, Иркутске и др. В декабре 1999 года в Москве состоялся суперфинал, на который были приглашены победители региональных конкурсов.

Конкурсы проводились членами Международной методологической ассоциации (ММАСС). Эта Ассоциация имеет пятнадцатилетний опыт проектирования, организации и проведения различных мероприятий: конкурсов, экспертиз, интенсивных семинаров и т.п., проходящих в игровой форме. Ассоциация также имеет собственные теоретико-методологические наработки по разным сферам деятельности, в том числе и по организации и управлению, которые проходят “обкатку” в ходе проводимых мероприятий.

Этот проект, без всякого сомнения, будет продолжен, поэтому о нем будет говорится в настоящем времени.

Целью конкурсов является отбор управленцев и организаторов, способных осуществлять профессиональную деятельность в становящихся (новых) и комплексных (сложных) областях практики: в не существовавших до этого областях государственного (регионального) регулирования хозяйства, в образующихся или растущих бизнес-структурах и т.п., - иными словами, в областях, не имеющих образцов и требующих своего создания. Целью конкурсов не является трудоустройство участников и победителей, им не предлагаются рабочие места.

Как правило, выявляются победители в трех номинациях: “Лучший управленец в сфере бизнеса”, “Лучший управленец среди государственных служащих”, “Лучший управленец в молодежной группе” (для студентов).

Организаторы стремятся, чтобы конкурсанты:

- были поставлены в равно незнакомую для всех ситуацию, для выхода из которой как раз и требуется проявить организаторские и управленческие способности.

- так начали работать, чтобы группа победителей выявилась бы с очевидностью для всех участников.

- получили хотя бы небольшой опыт управленческой работы и самоорганизации в незнакомой и быстро меняющейся ситуации - опыт, который мог бы использоваться ими в дальнейшем.

- если возможно - стали бы работать вместе или сотрудничать в дальнейшем.

Мероприятие проходит в четыре этапа: предварительное собеседование и три фазы собственно конкурса. При собеседовании (которое, как правило, проходят 2-3 сотни человек) отбираются люди самоопределенные и целеустремленные, потенциально или актуально успешные, интеллектуально-незажатые, способные учиться и, как правило, уже что-либо в жизни организовавшие. В собственно конкурс приглашаются 30-40 человек.

Конкурс занимает три дня непрерывной работы. Первая фаза - имитационно-ролевые игры, когда участники должны взять на себе и отыграть определенную роль в заданной ситуации (“конкуренция”, “формирование финансово-промышленной группы” и пр.), решив ее или добившись поставленной цели.

Вторая фаза - более сложное задание, связанное с поиском возможных путей решения сложной (комплексной) народнохозяйственной или деловой проблемы. Участники делятся на группы, обсуждают вопрос, а на пленарном заседании получают критику коллег и экспертов.

На третьей фазе участникам дается возможность “на себе”, вживье проиграть предложенные ими решения, взяться за требуемые по их мнению направления работы и продвинуться в них - на шаг, два, или полшага.

В ходе конкурса производится рейтинговое голосование: участников оценивают как другие участники, так и члены жюри и эксперты.

Суперфинал был устроен несколько по-иному. Его проходили победители региональных конкурсов - для них требовалось что-то более сложное и незнакомое. В первый день суперфиналисты обсуждали понятия и формы организации процессов, протекающих в любом обществе - функционирования, развития, утилизации. Во второй день они попытались воспользоваться ими для выработки стратегии действий в десяти различных сферах государственной, общественной и хозяйственной жизни. В третий - начали имитационное действие, сформировав серию экспертных советов. Оценивание происходило также более сложно: помимо обычного рейтинга на результат влияла степень карьерного роста в конкурсе и способность к быстрому росту в таком непривычном деле, как умение схематизировать ситуацию собственного действия.

Более подробно о замысле и ходе конкурсных мероприятий можно прочесть в статье С.Попова, президента ММАСС.

Г.Копылов, член ММАСС, главный редактор альманаха “Кентавр”.