Титульная страница   Список по датам   Список по названиям
 
 

"Известия", 16 октября 1996

В Нью-Йорк за ноутбуком

     В Нью-Йорке, где автор этих строк оказался в силу служебной необходимости, в свободное время я решил пройтись по компьютерным магазинам, задавшись целью приобрести себе ноутбук. А заодно познакомиться с нравами местного компьютерного рынка.

1. Почему не в России...

     Мысль приобрести ноутбук за рубежом приходит в голову многим россиянам. Причина тому - неоправданно высокие цены на мобильные компьютеры в нашей стране. Даже устаревшие модели стоят у нас недешево. Одной из причин этого может быть то, что подавляющая часть ноутбуков - импортные, в то время как большая часть настольных компьютеров, продаваемых в России, собраны отечественными фирмами. А это позволяет держать цены на компьютеры этого класса на доступном уровне. Импортные настольные машины продаются, конечно, тоже, но это либо совершенно устаревшие модели, которые приобретаются за рубежом на распродажах по бросовым ценам, либо машины современные, но предназначенные для продажи весьма специфическим клиентам - некоторым категориям коммерческих структур (банки и т.д.) и по государственным заказам, то есть там, где не умеют и не хотят считать деньги, как правило - чужие.

     Итак, вы приняли решение не ждать, пока наши коммерсанты купят что-нибудь завалявшееся на зарубежных складах, привезут в Россию и продадут здесь втридорога. Тем более, что тут подвернулась оказия - командировка, туристическая поездка и т.д. Ехать с единственной целью - приобрести ноутбук - вряд ли оправданно. Тем более что европейские цены (билеты в Европу сравнительно недороги), быть может за исключением Великобритании, не сильно отличаются от наших. А самый дешевый компьютерный рынок - в США. Причина этого ясна - ведь там ситуация прямо противоположна нашей - большинство фирм, производящих мобильные компьютеры - американские либо иностранные, но имеющие в США свое производство.

2. Виды магазинов

     Компьютерные магазины в Нью-Йорке (и в общем-то, во всей Америке) делятся на две основные категории - нормальные и, назовем их так, дискаунтные (от английского discount - скидка, обесцененный, неходовой).

     Нормальные магазины похожи на лучшие из наших, здесь большой торговый зал, товар разложен на стеллажах. Можно спокойно подойти к ноутбукам, хорошенько рассмотреть, даже немного поработать. Продавец, находящийся в зале, выполняет функции консультанта - не более. Вначале он подойдет к вам и спросит, не требуется ли его помощь. Если нет - вам никто не будет надоедать, пока вы сами не обратитесь с каким-либо вопросом. Впрочем особой технической подготовкой работники, как правило, не блещут. Зато дадут кипу цветных проспектов на понравившийся ноутбук - смотри, изучай. Понравится - приходи в следующий раз, покупай.

     В нормальных магазинах продаются практически исключительно современные модели, устаревшей техники здесь почти не бывает. Цены в среднем меньше наших на аналогичные компьютеры процентов на 50, по отдельным позициям - в два раза. В пределах 1500-2500 долларов вам будет предложен достаточно широкий спектр ноутбуков. Сравнение цен затруднено тем, что у нас компьютеры известных компаний продаются часто "серыми" дилерами, которые приобретают технику не у производителя, а из других источников, что обычно дешевле, зато ее качество и возможности послепродажной поддержки хуже. В нормальных магазинах Нью-Йорка вы можете быть уверены, что перед вами официальный дилер, который даст вам гарантию и ее будут признавать сервисные подразделения производителя во всем мире, часто кроме России.

     Например, "Toshiba America" реализует сейчас свою программу T-World, которая предусматривает обеспечение обслуживания ноутбуков в разных странах мира, независимо от места покупки. Участниками этой программы являются кроме США, почти все европейские страны, и даже Папуа - Новая Гвинея. России там нет. Не действует "всемирная" гарантия и на компьютеры фирмы "Packard Bell". Поэтому, чтобы воспользоваться гарантийным ремонтом купленного за рубежом ноутбука, возможно придется съездить за пределы нашей страны, не обязательно в США, хотя бы куда-нибудь в Финляндию или Польшу, или в Новую Гвинею. Впрочем, есть и исключения. Если вы всерьез решили купить ноутбук за рубежом, не поленитесь и перед поездкой уточните этот вопрос в представительствах в Москве иностранных компаний - производителей компьютеров. Заодно полезно узнать, какой документ фирма-продавец должна выдать, чтобы получить "всемирную" гарантию.

     Так как гарантия нормальных магазинов у нас во многих случаях все равно не действует, да и цены там все-таки не слишком низкие, следует обратить внимание на дискаунтные магазины. Магазинами их можно назвать с большой долей условности. Фактически это небольшие базарчики, которые только внешне выглядят как магазин. Но действуют здесь законы рынка, причем восточного. Отсюда все вытекающие последствия.

3. Дискаунтные магазины

     В дискаунтных магазинах огромное разнообразие предлагаемого товара, только ноутбуков может быть до 2-3 десятков моделей. Многие - по одному экземпляру. Сервис такому "зоопарку" обеспечить практически невозможно. Поэтому при покупке следует рассчитывать, что возможный ремонт придется осуществлять за свой счет. Учитывая это, лучше выбрать какую-нибудь ходовую в России модель, к ней запчасти достать будет проще. Источник товара в дискаунтных магазинах - те же распродажи, техника, прошедшая ремонт, возвращенная покупателями, и т. д. Современных компьютеров, поступивших напрямую от производителей, здесь практически нет. Встречаются и совсем музейные экспонаты - в одном из магазинов продавался лэптоп (это предшественник нынешних ноутбуков - переносной компьютер с плазменным дисплеем, но сетевым питанием). На ценнике стояло 249 долларов. Вряд ли его купил бы кто-нибудь и за 100. Это главное, что стоит иметь в виду - ценники в этих магазинах стоят на всякий случай, вдруг найдется лопух, который купит по этой цене!

     В отелях можно получить огромное количество путеводителей по Нью-Йорку для туристов. Есть там и реклама компьютерных магазинов, обычно дискаунтных. В рекламных объявлениях, как правило, указаны самые низкие цены на самые простые конфигурации. Например, на ноутбук с самым маленьким винчестером. Такая модель реально давно уже не продается, а есть с винчестером побольше, но и цена на сотню долларов выше. Как написано мелким шрифтом в примечаниях к рекламным объявлениям, фотографии ноутбуков не имеют никакого отношения к реальному товару, продаваемому магазином, и служат только как иллюстрации. Действительно, ноутбуки на фотографиях явно современнее, чем те, которые предлагаются покупателям на самом деле.

     Восточный флер дискаунтным магазинам придают их продавцы: наверное, процентов 90 - это выходцы из Индии и соседних с ней стран. Поэтому действуют они по принципу "не обманешь - не продашь". Как это происходит, можно посмотреть для приобретения опыта на ВВЦ (бывшая ВДНХ), где во многих павильонах хитроумные индусы виртуозно обрабатывают доверчивых россиян.

     Для наших покупателей, не слишком избалованных вниманием продавцов даже самых коммерческих компьютерных фирм, столкновение с другой культурой продаж особенно опасно. Стоит вам только зайти в дискаунтный магазин и проявить интерес к чему-нибудь, и на вас буквально набросится толпа продавцов, ни на минуту не оставляющих вас без внимания. Вам будут показывать один ноутбук за другим, а самое главное - не будут давать времени на размышление.

4. Как покупать в дискаунтных магазинах

     В процессе торговли используются некоторые стандартные приемы:

      - Вы говорите, что хотите подумать и зайдете в следующий раз. В ответ следует, что по такой цене этот ноутбук продается только сегодня и сейчас, так как завтра на работу выйдет шеф, который не даст такой большой скидки, либо магазин закроется на полгода на ремонт и т. д.

     - Вы договорились о цене, но вдруг вам выписали счет на большую сумму. Оказалось, что в цену был включен налог, о котором до этого не было речи вообще. Для сведения, если эти магазины получают наличные (которые там очень любят), то налогов они не платят в принципе.

     - Вы начинаете рассказывать, что вот в другом магазине и цены пониже и продавцы более квалифицированы. В ответ - страшная история, как коварные работники вот того самого магазина, где вы уже были, нагло обманывают клиентов. В следующем магазине ситуация повторяется. Зерно истины в этом, впрочем, есть.

     - В комплект с компьютером вам предлагают массу мелочей - коробку дискет, мышь, и даже кожаный портфель (правда, из низкокачественного китайского заменителя). Стоимость всего этого едва ли превышает долларов 10-20, которые, естественно, с лихвой учтены в цене компьютера.

     - Главный принцип продавцов не молчать и отвечать на все вопросы. Что - это все равно. Поэтому верить на слово не стоит, внимательно ознакомьтесь с технической документацией. На каждый ноутбук должно быть описание, и причем именно на эту модель.

     Процесс ценообразования на ноутбук в дискаунтном магазине - как на базаре. Можно поторговаться. Попросить скидку. Когда, вы вроде бы договорились о сумме, следует сделать паузу и сказать, что вы согласны купить этот компьютер прямо сейчас, платите наличными, и назначить цену раза в два меньшую, с которой и начинать новый этап торгов. Это даст вам преимущество - ведь тогда продавцу придется поднимать вашу цену, а не вам опускать его. Почаще произносите слово cash (наличные) - это производит порой буквально магическое влияние.

     Если продавцы заупрямились, а вы чувствуете, что резерв для снижения цены еще есть, уходите. Скорее всего, за вами бросятся вдогонку и цена упадет еще долларов на 50-100. Если нет - не беда. Только в центральной части Манхэттенна не меньше двух десятков дискаунтных магазинов. Обычные американцы в них все равно не покупают. Эти магазины предназначены для заезжих иностранцев. Например, один из них дает специальную скидку лицам, проживающим в отеле. Расчет прост, завтра покупатель уедет, и если ноутбук сломается, то это будут уже его проблемы.

     При входе в некоторые магазины написано: "Мы говорим по-русски". Ни в одной из примерно 10 обследованных торговых точек этого не было. Предназначение надписи - завлекать покупателей из России, считается, что с ними можно получить особенно хороший "навар". Поэтому, если вы достаточно прилично говорите по-английски, скажите невзначай, что вы хотя иностранец, но в Нью-Йорке всерьез и надолго. Откровенный брак вам тогда может не подсунут.

     О компьютерах и ценах. В дискаунтных магазинах можно приобрести простой ноутбук (486, 4 мегабайта ОЗУ, 120-170 мегабайт винчестер, монохромный дисплей) - долларов за 500-700. Например, "Compaq Aero" (без дисковода), предлагаемый практически во всех магазинах, стоит здесь 499-599 в зависимости от размера винчестера. Но это цена, указанная на ценнике. В принципе, особо дорогих моделей (от 1500 долларов) здесь почти нет. Да и брать их стоит в нормальных магазинах. Если устаревшие компьютеры попадают в дискаунтную сеть из-за своей несовременности, то последние модели, как правило, из-за скрытых дефектов.

5. Осторожно: вирусы и законы!

     После покупки ноутбука за границей необходимо обратить внимание еще на два аспекта, связанных с программным обеспечением, которое установлено на винчестере. Во-первых, необходимо тщательно исследовать его на предмет наличия вирусов. Они могут быть незнакомы в России и поэтому особенно опасны. Российские антивирусные программы можно, конечно, использовать, желательно свежую версию. У программ, имеющих эвристический анализатор (например, Doctor Web), его надо включить и выставить в опциях максимальный уровень эвристики, это позволит обнаружить и незнакомые вирусы.

     Вторая проблема связана с экспортными ограничениями, действующими в США. Из этой страны запрещен вывоз криптографических программ определенных классов. Под эту категорию подпадают не только специальные программы для шифрования данных, но и некоторые архиваторы, которые могут оказаться на винчестере. Например, запрещен вывоз новой версии известной россиянам программы-архиватора ARJ. Это тем более парадоксально, что в ней, по словам автора, применяется алгоритм шифрования на основе российского ГОСТа. Доказывать таможенникам и секьюрити международного аэропорта им. Кеннеди, что глупо запрещать вывоз в Россию программы с российским же алгоритмом бесполезно. Они сошлются на действующее законодательство и будут правы. Американские законодатели часто переплевывают российских в стремлении запретить и урегулировать всё что возможно.

Андрей РУМЯНЦЕВ, "Известия".

НЬЮ-ЙОРК -
МОСКВА.

Титульная страница   Список по датам   Список по названиям