"Pro et Contra" № 22 февраль 1997 г.

Е. Путивцева: "Российские коммунисты и белорусская реакция: брак по любви!"

События конца прошлого года в Белоруссии (мы имеем в виду, конечно, “референдум” по новой Конституции) вызвали многочисленные и на редкость единодушные отклики в стане “левой” оппозиции всех республик от Балтики до Таджикистана. Несмотря на то, что из общего хора, как всегда, выбиваются отдельные нерадивые, согласие на этот раз было почти всеобщим, а т.н. левая часть коммунистического движения (к примеру, Тюлькин с Анпиловым) проявили особое усердие в защите белорусского Президента. Страницы оппозиционных газет вновь запестрели заголовками типа “Наша Родина - СССР”, “Лукашенко, держись!” и призывами к Александру Григорьевичу проявить мудрость, отвагу, решительность, смелее идти навстречу чаяниям народов братских республик, которые состоят, по мнению лидера “Трудовой России”, в воссоединении братских народов. Секретари ЦК РКРП видят в Лукашенко борца против буржуазных демократов, противника антинародных реформ, защитника колхозов и совхозов. А секретариат СКП-КПСС призывает трудящихся Белоруссии “сохранять выдержку, не допускать экстремизма, активно поддержать политику своего Президента, направленную на восстановление единства наших братских народов”.

В чем состоит суть политики Лукашенко?

Обратимся к статистике. Согласно данным о ходе приватизации в странах содружества по количеству приватизированных предприятий (в тыс. единиц) Беларусь заметно выделялась в 1993 году. В то время как в России за этот год было приватизировано 43 тыс., в Киргизии 4,4 тыс., в Казахстане 2,7 тыс., в Беларуси лишь 0,3 тыс. предприятий (хотя абсолютные цифры мало что могут сказать при сопоставлении таких разных по размеру и общему количеству предприятий государств, как Россия и Беларусь). Однако уже в 1 квартале 1995 года разрыв по этому показателю заметно сократился. Беларусь оказалась примерно на одном уровне с Киргизией (0,1 и 0,2 тыс. предприятий соответственно), и даже в России этот показатель заметно упал до 2,8 тысяч. Что же касается сельского хозяйства, то в Беларуси процесс приватизации активизировался: доля приватизированных предприятий возросла с 1% в 1994 году до 6% (по данным на 1995 год). Таким образом приход Лукашенко к власти если и повлиял на процесс проведения рыночных реформ, то скорее в сторону его ускорения и углубления. Более того, в январе текущего года Кабинет министров рассматривал программу поддержки и развития малого бизнеса, на которую предполагается выделить более 2 трл. рублей из бюджета. Основная часть этих средств должна поступить от продажи государственной и муниципальной собственности в частные руки.

Несмотря на все заявления Президента о недоверии к западному капиталу, в Беларуси активно проводится политика создания открытых экономических зон. Первая уже появилась в Брестской области. По некоторым оценкам, общий объем иностранных инвестиций составил 14 млн. немецких марок, ведутся переговоры о вложении еще порядка 100-160 млн. На первый квартал текущего года правительством запланировано создание свободных экономических зон в Минске и Гомеле, а на конец года - во всех областях республики. На этом фоне неубедительно выглядят оценки Лукашенко как противника рыночных реформ.

Как сказываются проводимые реформы на трудящихся Республики?

Очевидно, этот вопрос должен не в последнюю очередь волновать лидеров ком. движения. По уровню безработицы Беларусь в течение 1995 - лета 1996 года устойчиво занимала третье место среди 11 государств Содружества. В январе 1995 года впереди всех по этому показателю оказалась Армения (5%), за ней шла России (2,3%). В Белоруссии уровень безработицы составил 2,2%. В июне 1996 года в Армении без работы остались 9,3% экономически активного населения, в Киргизии - 4,6%, в Белоруссии и Казахстане по 3,7%, в России - 3,6% (и это лишь официальные, т.е. скорее всего, заниженные данные). Разница в доходах между 10% наиболее и наименее обеспеченных слоев населения в Беларуси заметно ниже чем, например, в России (3,6 и 13,1 раз соответственно по данным на 1996 год). Но при этом доход ниже прожиточного минимума в Белоруссии имеет 77% населения (выше только в Киргизии - 95%), в России эта цифра составляет 24%. Быстрыми темпами растет доля расходов населения на продукты питания, что свидетельствует о снижении уровня жизни. Тут Белоруссия на четвертом месте среди других государств СНГ: в среднем 62% всех расходов уходило на питание у жителей Республики в 1995 году (в России - 52%). Огромными темпами растут расходы на платные услуги, в первую очередь жилищно-коммунальные (в 1995 году они возросли в среднем в 5,8 раз). И здесь Белоруссия занимает почетное второе место после Армении. Из всех расходов на услуги жилищно-коммунальные поборы с населения составляют 31-33% в России, 40-48% в Молдове и Беларуси, на транспорт и связь - 22-24% расходов в Белоруссии и 33% в России.

Правительство Республики, проявляя отеческую заботу о своем народе, в 1997 году планирует сократить расходы на социальную сферу. А в прошлом году на культуру и социальные программы было выделено лишь 72% предусмотренных бюджетом средств.

Хорошо знакома белорусам и проблема невыплат заработанных денег. По некоторым данным, трудящимся задолжали не менее полтриллиона рублей, задолжало, надо сказать, главным образом государство (70% невыплат приходится на колхозы и совхозы).

Не приходится после этого удивляться ни росту социальной нестабильности в Республике, ни тому, что Президенту срочно понадобились дополнительные полномочия (например, право запрещать и приостанавливать забастовки). Только сильное государство в состоянии противостоять организованному сопротивлению эксплуатируемых. Вот почему так нужна была белорусской буржуазии новая конституция, вот почему так необходимы сегодня трудящимся Республики те самые “парламентско-демократические нормы и процедуры”, равно как и другие, по возможности более широкие свободы, которые, по мнению секретарей ЦК РКРП, “вынужденно нарушает” Лукашенко в отчаянных попытках “справиться с объединенной реакцией”.

Удивляться приходится другому. Как одни из самых “крутых” российских коммунистов, да и не только российских, умудрились оказаться в почетных первых рядах защитников настоящей реакции. Впрочем, им не в первой. Судьба, вернее, сущность у них такая.

 

Заявление МГК ВЛКСМ

В связи с особой важностью последних событий в Белоруссии, фактическим и неизбежным участием в них комсомольских организаций, МГК ВЛКСМ считает необходимым заявить следующее:

1. Проводимая Президентом Лукашенко политика не имеет никакого отношения к социализму. Государственная собственность на землю и другие средства производства сама по себе не является признаком социалистического хозяйства, она возможна и при государственном капитализме. Неоднократное и жестокое подавление забастовок и других выступлений трудящихся показывает антинародную, антипролетарскую, буржуазную суть проводимой политики.

2. С самого своего зарождения рабочее движение бок о бок шло с демократическим, потому что буржуазная демократия есть необходимое условие активной борьбы рабочего класса. Значит, и в нынешних условиях необходимо бороться за буржуазную демократию против буржуазной диктатуры. Новая Конституция РБ дает Президенту почти неограниченные полномочия (их гораздо больше, чем у Президента России), усиливает исполнительную власть, т.е. существующее государство - государство диктатуры буржуазии, превращает в полную фикцию представительные органы власти, лишая оппозицию легальной трибуны для пропаганды своих взглядов.

3. Вступая в различные блоки и союзы, идя на компромиссы, необходимо руководствоваться конечной целью - уничтожение частной собственности и построение бесклассового общества, а всю работу подчинять ближайшей задаче - свершению коммунистической революции. Коммунистическая оппозиция, не найдя готовой опоры в существующем рабочем движении, мечется между различными буржуазными линиями, вместо того чтобы вести свою собственную. Она заключается в борьбе как с империалистическими притязаниями Запада, так и против имперских амбиций национальной буржуазии, за интересы рабочего класса и вместе с ним.

Исходя из этого, МГК ВЛКСМ считает ошибочной поддержку той политической линии, которую представляет Президент Лукашенко.

"Pro et Contra"