Р.С.: "Российское государство - вор в законе"

Массовые протесты вынуждают власти обещать выплатить дол ги по зарплате, пенсиям, стипендиям и пособиям. Однако денег государству взять неоткуда, кроме как залезть в карман своих граждан. И “благовидный” предлог уже найден. Изъятие произведут под предлогом приведения стоимости коммунальных услуг в соответствие с “реальной” стоимостью энергоресурсов. Интересно, что ни сторонники, ни противники “соответствия” не ставят под сомнение объективность установившихся цен на энергоресурсы (нефть и нефтепродукты, газ, электроэнергия).

Правительство, начиная с 1992 года, последовательно проводит политику увеличение цен на энергоресурсы для внутреннего потребления. Меньше чем за четыре года эти цены стали выше мировых. В Москве электроэнергия для промышленности стала стоить более 400 руб. за киловатт/час (в 1990 г. - 2 коп. за кВт/час), т.е. возросла более чем в 20 000 раз. Причина - введение прямых и косвенных налогов: налога на добавленную стоимость (НДС) и акциза на готовую продукцию; транспортного налога; налога на прибыль, на имущество; сборы на содержание милиции, культуры, народного образования и другие общественные нужды; НДС и таможенные пошлины на импортные материалы и т.д.

Особо велика в налогообложении роль акциза и НДС. Акциз - это налог, который включается в себестоимость производимого товара и имеет ограниченное применение, регламентируемое законодательством. Во всем мире под акциз подпадают ликероводочные изделия и предметы роскоши. У нас в этот перечень добавлены нефть и бензин.

Налогом на добавленную стоимость облагается все и вся, и товары, и платные услуги. Любой продукт, производимый заводом, имеет цену, определяемую издержками производства. Если этот продукт - бензин, то к заводской цене добавляется акциз, равный 25 % от цены продукта. Затем надо прибавить НДС, который составляет 20 % суммы цены продукта и акциза. Получается, что, в том числе, налог (НДС) берется с другого налога (акциза), а цена бензина без каких-либо трудовых затрат, еще на заводе, увеличивается в 1,5 раза.

Таким образом, налоги и сборы в настоящее время составляют более трети стоимости производимых энергоресурсов. По дороге к жилищу, к предприятию цена энергии возрастет еще, т.к. в каждом звене (от добытчиков нефти и газа к транспортникам, от транспортников к энергетикам, от энергетиков к транспортникам, от транспортников к потребителям) к ней добавляются почти те же налоги и сборы.

Как подсчитал Г.Явлинский, налоги в стоимости газа составили 53,5 % в выручке от реализации продукта. Стоимость тысячи кубометров газа для промышленных предприятий - 219,8 тыс. рублей при средней цене “производителя” газа 12,9 тыс. рублей, т.е. возрастает по пути к потребителю в 16 раз. Стоит ли удивляться тому, что бешено выросла стоимость электроэнергии. Ведь около двух третей ТЭЦ работают на природном газе, доля топлива в себестоимости электроэнергии более 70 %.

Громадный рост цен на энергию сделал отечественную продукцию и сельское хозяйство неконкурентоспособными как на внешнем, так и на внутреннем рынках. Нас же убеждают - у нас много производств, продукцию которых никто не покупает, поэтому эти производства надо ликвидировать. Не покупают же потому, что многие наши товары стали дороже зарубежных. В магазинах подмосковный сыр дороже новозеландского. А есть и еще более яркие примеры. Медь, выплавленную в Норильске, выгоднее купить в Англии, чем на Норильском комбинате (экспортная продукция акцизами и НДС не облагается, и посредников меньше).

Чтобы оживить промышленность и сельское хозяйство, а, следовательно, повысить общий уровень жизни, необходимо радикальное снижение цен на энергоресурсы. Это сегодня ключевой вопрос в экономике. Однако власти, признающие одну только цель - прибыль, прибыль любой ценой и немедленно, не способны руководствоваться интересами простых граждан.

 

"Pro et Contra"