Куда идешь, ВЛКСМ?

 

Постсоветский ВЛКСМ — аморфный конгломерат политически ангажированных молодых (и не очень) людей, считающих себя левыми и имеющих различное отношение к идеологии и практике марксизма. Поскольку ВЛКСМ — организация международная, его членам приходится работать в самых разных политических, экономических, социально-культурных условиях: от полуфеодальных деспотий средней Азии, где комсомольцы борются за элементарную демократию и права человека ("светское демократическое государство"), до относительно развитых европейских республик бывшего СССР, где на повестку дня вновь встают социалистические задачи. При этом разные направления внутри ВЛКСМ еще и по-разному понимают объективно стоящие перед ними задачи, руководствуясь при этом различными, часто несовместимыми, прочтениями марксизма, импортированными из-за рубежа (троцкизм, еврокоммунизм, маоизм).

Какую же роль играет ВЛКСМ? Прежде всего, это хорошая тусовка. При благоприятных условиях общение носителей родственных идеологий в рамках этого объединения могло бы способствовать возникновению более последовательных левых теорий и практик.

В качестве реальной политической силы ВЛКСМ практически несостоятелен. И дело тут не в малочисленности его рядов (Компартия Латвии в 1940 году насчитывала 200 чел.), и не в слишком большой разнице национальных условий (вспомним Коминтерн и Коминформ!). Дело тут в идеологической разноголосице: нет не только общности видения мира и понимания стратегических целей, нет даже согласия по поводу понятий, нет общей категориальной сетки. Для одних государство — инструмент угнетения эксплуататорами эксплуатируемых, а для других — главный способ упорядочения всего сущего, начиная с животного мира. Отсюда отсутствие единства действий, а значит — политической действенности нашей организации.

Чтобы понять, куда мог бы развиваться ВЛКСМ – в сторону качественного "дискуссионного клуба", или в сторону действенной политической организации, нам, прежде всего, нужно представлять, какие в нем присутствуют выраженные идейные течения. На наш взгляд, основных тенденций три.

Самое правое крыло представлено прозюгановскими кругами: Ленинградская организация, Московская областная и др. Они исповедуют идеологию национальной российской буржуазии, стремящейся оттеснить от кормила власти прозападный финансовый капитал. Отсюда культ государства (неважно, какого по своему классовому содержанию), армии (неважно, чьи интересы защищающей), "национальных" традиций ("Может великорусский марксист принять лозунг национальной, великорусской, культуры? Нет. Такого человека надо поместить среди националистов, а не марксистов." Ленин). Своего логического предела эта тенденция достигает в каторге, виселицах на площадях и избиении "жидов" и других подобных мероприятиях, столь милых сердцам "взрослых" зюгановцев.

Следующее течение можно условно назвать "еврокоммунистическим". Наиболее ярко его выражают прибалтийские товарищи, вынужденные работать в условиях националистических режимов. Здесь на первый план выходят лозунги соблюдения демократических норм, прав человека, социальная защита, акцентируются парламентские методы работы внутри политических структур буржуазного государства. Работа эта очень важная, но для коммунистов недостаточная. В чем-то сходную позицию приходится занимать героическим комсомольцам Таджикистана, организациям других азиатских республик и, видимо, Грузии. Логика борьбы со временем приведет "еврокоммунистов" либо влево, в стан последовательных коммунистов, либо вправо, к социал-демократии.

И, наконец, левый фланг ВЛКСМ. МГО ВЛКСМ и ряд других организаций (Казанская городская организация ВЛКСМ, Нижегородская и Кировская организации РКСМ(б)) проводят огромную работу по пропаганде классического марксизма. Нападки на них справа и "слева", как правило, бьют мимо цели: то, что воспринимается как шокирующе новые, еретические высказывания (реакционность лозунга восстановления СССР, широкие демократические требования), есть просто последовательно проведенные марксистские тезисы. Эта позиция отражена в составленной товарищами из МГО Политической программе ВЛКСМ

Однако развитие ВЛКСМ пошло по самому неблагоприятному варианту. На прошедшем 12-13 декабря в Москве XXV съезде ВЛКСМ сначала большинством голосов была отвергнута Политическая программа ВЛКСМ, принятая за основу на предыдущем съезде. Затем съезд оказался неспособным принять какой-либо другой программный документ. Более того, после голосования по Резолюции "О проявлениях национализма в ВЛКСМ" делегации из Твери, Обнинска, Москвы, Кирова, Нижнего Новгорода, Казани и Севастополя, а также часть делегации КСМ Крыма и гости съезда из рабочего профсоюза "Защита" были вынуждены покинуть съезд в знак протеста. Съезд ВЛКСМ отказался осудить позицию Ленинского комсомола Ленинграда (ЛО ВЛКСМ) и его газеты "Слово чести", фактически подменяющей классовый подход национальной идеей, ставящей основной задачей коммунистов борьбу с сионизмом и открыто выступающей в защиту существующего государства и национальных интересов. В последнем номере (№ 5, 1998 г.) редакция газеты "Слово чести" договорилась до того, что "режим – режимом, а Государство – Государством", "у власти оказалось относительно нормальное правительство Примакова", "Израиль - "земля обетованная" для нелюдей и человеконенавистников" и т.д.

По всей видимости, левый фланг ВЛКСМ теперь покинет организацию. Но он не канет в небытие. Набирает обороты реализация проекта "Перспектива", в котором уже сейчас задействована большая часть ушедших со съезда организаций. Смысл Проекта – собирание в единое целое разрозненных марксистских групп на территории бывшего СССР. В рамках Проекта уже вышли первые номера общественно-политической газеты "Перспектива" и информационно-аналитического приложения "Pro et Contra". Одной из ближайших целей проекта "Перспектива" – содействие построению международной марксистской пролетарской партии.

У самого же ВЛКСМ, как нам представляется, судьба незавидная. Оставшись без единой программы, региональные организации лишь раз в три года (периодичность проведения съездов) будут вспоминать, что они являются членами "единой" организации. Фактически комсомол уже деградировал в клуб "любителей ВЛКСМ". Вся деятельность, скорее всего, будет сведена к отмечанию юбилейных дат и принятию резолюций в поддержку "коммунистических" вождей и партий. Именно такой недееспособный ВЛКСМ и нужен современному буржуазному государству.

Делегаты ХХУ съезда ВЛКСМ

Д.Жутаев

Д.Селиверстов

В.Скворцов