Предисловие.

Конец восьмидесятых годов отмечен в России появлением на политической арене националистических организаций, первой из которых была “Память”. Именно она взяла на себя роль своего рода школы, где культивировались идеи национализма. Впоследствии “выпускники” “Памяти” Баркашов, Касимовский, Штильмарк основали собственные националистические организации, где полученные теоретические знания они воплощали на практике. Причем каждый из них пошел своим путем.

Лучшим учеником “Памяти”, конечно, был Баркашов. Ему удалось создать самую многочисленную, хорошо организованную, широко разветвленную националистическую структуру, крупнейшую в России - Русское национальное единство (РНЕ). Раньше других организация Баркашова начала выпускать свою газету “Русский порядок”, в этом РНЕ уступала только “Памяти”, одноименная газета которой начала выходить с 1989 года. Для сравнения: газета “Черная сотня” (редактор А. Штильмарк), выпускаемая одноименной националистической организацией, выходит с 1993 года; газета “Штурмовик” (редактор Касимовский), выпускаемая Русским национальным союзом (РНС), - с 1994 года; газета “Эра России” (редактор Иванов-Сухаревский), выпускаемая Народной национальной партией, - с 1995 года.

В “Русском порядке” всегда широко освещались партийные конференции. Другие националистические газеты из этого ряда, да и то не все, печатали только отдельные выступления своих лидеров.

Самым крупным событием в истории РНЕ стал I учредительный съезд общероссийского общественно-политического патриотического движения “Русское национальное единство”.

 

Глава I. Ключевые моменты съезда РНЕ 15 февраля 1995 года.

15 февраля в подмосковном Реутове проходил съезд националистического движения Русское национальное единство. Как было сказано с трибуны съезда, из 350 городов России прибыли 1075 депутатов. Целью I учредительного съезда было принятие решения об изменении статуса организации. До съезда она называлась Русское национальное единство, после съезда стала называться Общероссийское общественно-политическое патриотическое движение “Русское национальное единство”. Основанием для этого послужило наличие 53 региональных и областных организаций РНЕ, 24 из которых самостоятельно зарегистрированы в органах юстиции.

1. Доклад Баркашова А.П.

Выступление председателя Центрального Совета РНЕ было коротким и впечатляющим. “Главный соратник” подчеркнул, что появление организации РНЕ обусловлено воздействием обстоятельств на жизнь нашего народа, на наше государство. В докладе Баркашов повторил основной тезис из своих теоретических статей, напечатанных в газете РНЕ “Русский порядок”. Это “глубочайший кризис” современной западной цивилизации, к которой относятся страны Западной Европы и США. Кризис обусловлен “кардинальным отходом от духовных принципов развития”, “главным стимулом деятельности человека стало максимальное удовлетворение материальных потребностей”. По убеждению лидера РНЕ, достижение максимального комфорта не имеет ничего общего с нормальными потребностями человека. “Качество жизни” стало главным стимулом развития западных стран. Развитие гипертрофированной промышленности находится в прямой зависимости от роста требований к уровню “качества жизни”. “Все это сегодня называется прогрессом и преподносится как великое и главное достижение цивилизации”. Прогрессивному развитию западной цивилизации препятствует ограниченность и невосполнимость сырьевых ресурсов земли, источника современного промышленного производства. Эгоцентристская позиция стран Запада во главе с США “заключается в присвоении себе права тотального контроля за сырьевыми регионами планеты, контроля за добычей и потреблением сырьевых ресурсов с превращением всего остального мира в свой сырьевой придаток”. По словам “главного соратника”, для этого Запад применяет все средства: от экономического шантажа до военной силы, а также внедрение в сознание народов мира идеологических мифов. Главный идеолог РНЕ относит к идеологическим мифам “всеобщий прогресс”, “борьбу за демократию во всем мире”, “стабильное развитие”. Руководитель крупнейшей националистической организации России Баркашов противопоставляет идеологическим мифам Запада национальную психологию, национальный характер. В этой реальности современного мира Баркашов указал на “главнейший, важнейший” фактор обеспечения существования и выживания народа - мировоззренческую “идеологическую сплоченность” народа, то есть реалистичное восприятие и оценка всего происходящего на основе “традиционных духовных и морально-нравственных критериев”.

Стратегическое направление деятельности организации, как сказал оратор (за спиной которого в момент выступления в качестве украшения сцены красовалась свастика - эмблема РНЕ, но баркашовцы предпочитают называть ее коловратом), не изменилось с момента ее создания. Три основные задачи формулируются так:

1. Формирование “нового национального мировоззрения”, применительного к реальности современного мира.

2. Распространение этого мировоззрения в народном сознании.

3. Построение и постоянное расширение организации, способной распространять это “мировоззрение” и в дальнейшем обеспечить его реализацию.

В докладе “главного соратника” было отмечено, что распространение идеологии обеспечивает динамичный качественный и количественный рост организации, вывод - авторитет РНЕ растет не только в Москве, но и во всей России.

Выбранное стратегическое направление деятельности и впредь будет главным, именно на нем будут сконцентрированы силы.

 

2. Региональная работа РНЕ в докладах руководителей организаций в регионах.

Вслед за лидером РНЕ выступил руководитель московской областной организации Никитенко Константин Иванович. Никитенко утверждал, что существуют государственные и частные структуры, которые оказывают не только моральную, но и материальную поддержку организации (!). Руководитель московской организации посетовал на то, что ФСБ не помогает, а мешает работать. “Для них главная цель - нейтрализация соратников РНЕ. Федеральная служба безопасности занимается грязной агентурной работой в наших рядах”. Руководитель московской организации предупредил, что “РНЕ никогда не будет играть в игру, правила которой продиктованы не нами”. Никитенко привел цифры роста московской областной организации, он составляет 70-80 человек в неделю. “Такого прироста нет ни в одной организации,” - не без гордости заметил руководитель РНЕ Подмосковья. 70 тысяч подписей от Московской областной организации РНЕ было собрано в поддержку Баркашова, когда он собирался баллотироваться в президенты. В заключение с трибуны РНЕ Никитенко выдвинул лозунг: “Русскую национальную идею - в массы. Сменить мировоззрение масс с коммуно-демократического на поистине национальное”.

Следующий оратор - руководитель ставропольской организации РНЕ Дудинов Андрей Викторович - утверждал, что за отчетный период основной была агитационная работа. “Она принесла результаты - динамичный качественный и количественный рост численности соратников. Также усилия ставропольских активистов РНЕ были направлены на создание военно-патриотических клубов. На этом поприще соратники столкнулись с откровенным саботажем местных властей. Но все-таки военно-патриотические клубы на Ставрополье работают. Результат - сотни парней, оторванных от пьянства и наркотиков. Работа ставропольской организации РНЕ на деле показывает, что может дать русская национальная идея”, - такими словами заключил свое выступление Дудинов.

Лалочкин Евгений Михайлович - руководитель Воронежской организации РНЕ начал свое выступление с напоминания, что в 1995 году по личному приказу Баркашова он был направлен в Воронеж. Лалочкин не счел нужным скрывать, что его миссия имела идеологическую направленность. Агитационные группы объехали каждый город Воронежской области. Воронежская областная администрация и пресса вынуждены считаться с РНЕ, правда Лалочкин не пояснил, как этого удалось добиться. На воронежском телевидении были передачи об РНЕ, газета “Коммуна” подняла национальный вопрос. Оратор проинформировал своих единомышленников о том, что во время выборов в местные органы власти от РНЕ было зарегистрировано 3 кандидата, однако он не сообщил, были ли они избраны. Руководитель воронежской организации РНЕ погордился состоянием дисциплины в подчиненной ему организации и заверил “главного соратника” и других, что выполнит любые поставленные перед ним задачи.

Выступления руководителей региональных организаций завершил Тавалжанский Александр Николаевич из Белгорода. Он догадался поблагодарить Баркашова, “потому что без его воли и энергии мы бы никогда не стали тем, кто мы теперь”. Белгородец отметил, что ведется агитационная работа в армии с помощью листовок. Белгородские соратники выезжают в те населенные пункты области, где еще нет организации. “Люди начинают понимать, кому принадлежит будущее. Так завоевываются известность и авторитет”. Руководители белгородской организации РНЕ стремятся к сотрудничеству с властными структурами, но не всегда оно удается. “Власти вместо того, чтобы бороться с чеченскими террористами, борются с мифическим фашизмом”, - так закончил свое выступление Тавалжанский.

После всех выступлений предложение учредить Общероссийское общественно-политическое патриотическое движение “Русское национальное единство” было принято, разумеется, единогласно.

Затем был избран центральный совет. В него вошли:

1. Баркашов А.П. - председатель центрального совета

2. Дудинов А.В. - руководитель ставропольской региональной организации

3. Кашин О.Ю. - заместитель руководителя московской региональной организации

4. Кильдинов А.И. - руководитель волгоградской организации

5. Малышев В.В. - руководитель владимирской региональной организации

6. Никитенко К.И. - руководитель московской региональной организации

7. Носков В.В. - руководитель пермской региональной организации

8. Поваров В.А. - член московской региональной организации

9. Рашицкий А.Д. - руководитель пресс-службы РНЕ

10. Рогожин С.В. - руководитель отдела региональных организаций

11. Тавалжанский А.Н. - руководитель белгородской региональной организации.

Съезд обязал членов центрального совета подготовить все необходимые документы для регистрации теперь уже общероссийской организации РНЕ в министерстве юстиции. На съезде было заявлено, что РНЕ - мощный авангард русской нации. Организации РНЕ существуют, кроме уже указанных, и в других городах России: Петропавловске-Камчатском, Пятигорске, Южно-Сахалинске, Красногорске (Московской обл.), Омске, Боровске (Калужской обл.), Вязьме (Смоленской обл.), Калуге, Коломне (Московской обл.), Магадане.

 

3. Сближение с казаками.

В качестве почетного гостя на съезде выступил атаман Терского казачьего войска Чуреков Юрий Евгеньевич. “Братья, сегодня праздник. Это серьезно и нужно. РНЕ - самое мощное, самое организованное, самое патриотичное объединение”. Так приветствовал атаман собравшихся на съезде “соратников”. Атаман перешел от слов к делу. От имени казачества Баркашову “в его лице всему русскому народу” была подарена шашка, изготовленная казаком-умельцем. “Я ваш в душе и сердцем и делами”, - продолжал атаман изливать на съезд свои чувства. СМИ зачастую искажают положение дел на Кавказе. Представитель казачества так охарактеризовал ситуацию в Чечне после ухода федеральных войск. “Выборы в Чечне - это сборище уголовников, которые выбирают себе пахана”. Атаман утверждал, что казаки предлагали дать им 1 месяц и 100 тысяч добровольцев для наведения порядка в Чечне. Чуреков подтвердил, что бойцы РНЕ вместе с казаками воевали в Чечне. Пример Чечни подталкивает к отделению и другие кавказские республики - Ингушетию и Дагестан. Но пока живы казаки до последнего вздоха не позволим отделить Кавказ от России, заключил атаман свою речь.

С ответным словом выступил “главный соратник”. Поддерживая воодушевление зала, вызванное выступлением предыдущего оратора, Баркашов сказал: “Если вся Россия будет думать как мы, то никакая сила не сможет нас расколоть, а если рискнет - живо шею сломим”.

 

4. Награждение лучших соратников.

После выступления состоялось награждение лучших “соратников”. Каждый из получивших грамоту в знак благодарности прикладывал руку к сердцу, а потом энергичным жестом вскидывал ее вверх и кричал “Слава России”. Этот эпизод можно расценивать как дикий причудливый синтез пережитков коммунистической идеологии (вручение грамот) и элементов национал-социалистичес-кой символики.

 

5. Дополнительная информация.

Впечатления стороннего наблюдателя содержат дополнительную информацию. Зал и сцена были украшены полотнищами с эмблемой РНЕ, усугубляющими ассоциации с нюрнбергскими партийными съездами нацистов. Черный цвет формы соратников усиливал впечатление. От этой черной формы в зале стояла непроглядная чернота. Среди делегатов съезда были и девушки, они также были одеты в черную форму, именно в женскую форменную одежду. При этом “главный соратник” был одет в цивильный костюм. Не то что в зрительный зал, а даже в фойе можно было пройти только по специально изготовленным пропускам. Для представителей прессы имелись соответствующие пропускные документы. Прежде, чем попасть в зрительный зал, отдельные группы молодых людей строились в шеренги, в таком порядке шествовали в зал и рассаживались по местам под пристальным взглядом старшего, видимо, командира. Без сомнения, РНЕ относится к организациям военизированного типа: стандартная форма, хождение строем, дисциплина, подчинение командиру, заявления с трибуны, что в патриотических клубах ведется боевая подготовка.

Характерная черта съезда - возрастной состав. Среди делегатов были отдельные представители старшего поколения, но основная масса - это молодежь.

О журналистах на съезде была проявлена настоящая забота. Они сами и аппаратура были доставлены к месту проведения съезда на автобусе. В зрительном зале представителям СМИ были отведены специальные места. В такой трогательной заботе угадывается желание устроителей с помощью журналистов добиться более широкого освещения съезда. Но журналисты надежд не оправдали. Некоторые центральные газеты ограничились сдержанной констатацией факта. Учредительный съезд общероссийского общественно-политического патриотического движения “Русское национальное единство” не получил столь широкого освещения в центральных газетах, на которое рассчитывали устроители съезда.

 

6. Пресс-конференция председателя центрального совета РНЕ А.Баркашова.

После завершения съезда состоялась пресс-конференция, на которой журналисты получили ответы на вопросы о деятельности РНЕ и позициях движения. В частности, Баркашов сказал о Зюганове, что тот изменил Верховному Совету в октябре 1993 года. Когда возникла иллюзия победы, лидер КПРФ приезжал в Белый Дом и со всеми обнимался. Когда обстановка вокруг Белого Дома изменилась, Зюганов больше там не появлялся. А теперь он снова начинает раскачивать ситуацию, пытаясь отстранить президента от власти. “Отстранение Ельцина от власти - неконституционный процесс, мы не будем принимать в нем участие. Досрочные президентские выборы могут развалить Россию. Президент нас устраивает, конституцию мы поддерживаем”.

На вопрос, есть ли шансы открыть региональные организации РНЕ в национальных республиках, Баркашов ответил: “Не то что есть, они уже существуют”.

На вопрос о лидере националистов из Санкт-Петербурга Ю.Беляеве и оценке его деятельности, ответ был таким: “Я не любитель оценивать чью-то деятельность. Национальная идея - спасительная идея для России. Беляев - человек нечистоплотный. Я знаю его с 1987 года. Его выдвижение кандидатом в депутаты Госдумы имеет меркантильную подоплеку”.

На просьбу журналистов привести примеры противодействия органов ФСБ Баркашов конкретных примеров не назвал, но сказал, что провокационная работа против РНЕ ведется. “ФСБ интригует против нас, пытаясь развалить, изменить направленность нашей деятельности”. И дальше “главный соратник” сказал поразительную фразу, смысл которой сводится к следующему - когда на нашей улице будет праздник, ФСБ будет распущена, у них есть время исправиться.

Самой лучшей деятельностью лидер русских националистов считает живое слово и личный пример.

Оценивая работу Госдумы по просьбе журналистов, Баркашов охарактеризовал ее как “одиозную и смешную”. Касаясь вопроса об участии представителей РНЕ в выборах в местные органы власти в регионах, Баркашов заявил, что лучше использовать это время для практической работы с массами.

На предложение журналистов определить место РНЕ относительно партии власти и оппозиции председатель центрального совета РНЕ назвал свою организацию третьей силой. “Конституция нам не мешает, Ельцин нам не мешает”. Смысл рассуждений Баркашова сводился к тому, что он поддерживает президента в поиске национальной идеи, что совпадает с “нашим видением национальных интересов”. Баркашов подчеркнул, что не по своей прихоти Ельцин начал говорить о национальной идее.

На вопрос о союзниках среди других общественно-политических движений, Баркашов заметил, что РНЕ ни с кем объединяться не собирается, рассчитывает только на свои силы, а они, по мнению “главного соратника”, немалые.

В отношениях с православной церковью Баркашов отметил несовпадение позиций с Русской патриархией, однако “это не означает, что мы не православные”.

Корреспондент газеты “Московские новости” задал лидеру РНЕ сложный вопрос, используя слова из гимна организации: “Нам не страшны ни пули, ни снаряды, Мы верим в то, что сможем победить: Ведь в мире должен быть один Порядок. И он по праву Русским должен быть”. Что будет, если народы не захотят смириться с этим “Русским порядком”? Но этот вопрос не смутил “главного соратника”. В его ответе в концентрированной форме отразилась сущность всей организации, им созданной, а также, возможно, прогноз на будущее. Ответ: “Главная задача - создавать сторонников. Россия была, есть и будет. Не дать себя подчинить, думать о своих детях. Западный мир сгнил духовно. Если они задумают навязать нам свой порядок, будет военное время. Не хотелось бы, конечно, но другого выхода у нас не будет”. Если Баркашов будет главой государства, вопрос о границах встанет обязательно, но это будет еще не сегодня.

 

Глава II. Деятельность националистических организаций на основе анализа их прессы.

Прежде, чем приступить к обзору печатных органов националистических организаций, необходимо определить роль и значение партийных газет в деятельности самих организаций. В прежние времена газета была не столько источником информации, сколько пропагандистом, агитатором, организатором. Достаточно вспомнить ленинскую “Искру” - без нее не было бы революции 1917 года. Времена изменились, но своего значения газеты не утратили. С “организатора” усилительный акцент перенесен на “источник информации” и “пропагандист”. Именно эти функции газеты прежде всего имеют в виду авторы националистических газет. Целью обзора националистических газет было выяснить, какую информацию можно почерпнуть из таких газет, и на основе анализа понять, что представляют собой партии, издаюшие газеты и что они пропагандируют.

 

1. “Русский порядок” - печатный орган Русского национального единства (РНЕ).

Газета “Русский порядок” издается Русским национальным единством с 1992 года, зарегистрирована министерством печати и информации, тираж - 500 000 экземпляров. В газете опубликовано несколько статей, определяющих идеологическую линию РНЕ как национальный социализм (“Национальный социализм или пролетарский интернационализм?”, № 1-2, 1995 г., “Воля нации”, № 1-2, 1995 г.). “Русский порядок” - пропагандистский орган, но свою идеологию РНЕ пропагандирует не лобовым ударом, а исподволь. В каждом номере публикуются теоретические статьи А.П.Баркашова, в них разъясняются националистические позиции партии. Основной смысл их укладывается в следующее русло: мировые запасы полезных ископаемых на Земле стремительно сокращаются под натиском технического прогресса, цель которого - достижение максимального материального комфорта населением западных стран, в том числе и США; существует мировой заговор империализма против России, так как она сохранила не только огромную часть своих подземных богатств, но и духовность, которой лишился Запад, развращенный властью денег. Это теоретик из РНЕ называет “новым мировым порядком”, цель которого - расчленить, обессилить некогда могучую державу, взять под контроль. Спасти же погибающую Россию может только лучшая, сильная, интеллектуальная часть российского общества, которая объединит вокруг себя всю нацию, и с этого тогда начнется эра России. Нетрудно догадаться, что лучшая часть общества - это конечно РНЕ, олицетворение сил “нового мирового порядка” - это США, а основу этого порядка заложило мировое еврейство.

Это главное направление определяет и основные темы газеты. Поскольку лидер РНЕ указал на США как на врага, в газете разрабатывается антиамериканская тема - “США зарятся на Сибирь” (№ 1-2, 1995), “Американизация? Спасибо... не надо!” (№ 6-7, 1994, № 1-2, 1995), “Российская демократия - безопасность для США” (№ 6-8, 1995), “Знаки времени” (№ 9-11, 1995), “Некоторые аспекты внутриполитических тенденций в США” (№ 1-2, 1997).

Поскольку Чеченская война находится в плоскости национальных отношений, к которым РНЕ испытывает естественный интерес как объединение националистов, эта тема находит отражение в каждом номере - “Заявление движения Русское Национальное Единство по событиям в Чечне” (№ 1-2, 1995), “Чеченский кризис и заговор против России” (№ 4-6, 1996), “Чечня - суть происходящего. Взгляд специалиста” (№ 7-9, 1996).

Газета, принадлежащая националистической партии, обязана быть националистической. Эта принадлежность диктует создателям газеты правила игры, в том числе определяет тематику. РНЕ провозглашает себя защитником интересов народа. Защитником интересов можно называть себя только в том случае, когда есть покушения на эти интересы. “Русский порядок” доказывает своим читателям, что нынешнее правительство - виновник бедствий русского народа - “Население России убывает стихийно” (№ 6-8, 1995), “Программа правительства по стабилизации курса рубля. Что это?” (№ 9-11, 1995). Эту же цель преследуют обзоры прессы, печатающиеся в каждом номере под рубрикой “По страницам газет”. При этом авторы используют следующую технологию - подбираются и печатаются сообщения, корреспонденции из других центральных газет таким образом, что у читателя складывается нужное редколлегии впечатление. Например в № 6-8 за 1995 год редколлегия взялась доказать мысль о том, что правительство распродает полезные ископаемые России, поэтому в подборке корреспонденций из других газет такие подзаголовки: “Европа рассчитывает на газ Ямала в ХХI веке”, “Компании США претендуют на весь каспийский шельф”, “Итальянские электростанции и предприятия будут работать на российском газе”, “Ландсбергис делит Калининградскую область”, “Российские золотые проекты представили в США”. В одном из следующих номеров таким же способом можно “убедиться” в нарушении прав русских на территории бывших союзных республик, а также об их несчастной доле и на российской территории - “Латвия имеет претензии”, “Забудь, что ты русский. И тогда в Туркмении можно жить без проблем”, “Разрешили говорить на русском”, “Россиян стало на полмиллиона меньше”, “В каждом пятом населенном пункте Вологодской области больше никто не живет”.

Через все номера “Русского порядка” просвечивает ярковыраженный антисемитский профиль газеты. В идеологической концепции РНЕ антисемитизму отведено значительное место. Поэтому через свою газету националисты из РНЕ проводят мысль о том, что евреи являются исконными врагами русских. Эта тема в газете плавно перетекает в категорическое неприятие большевизма и его вождей. Редколлегия тратит много сил и газетного пространства, чтобы развенчать, заклеймить, растоптать и само учение и его проводников: “Куда хотел бежать Свердлов?” (№ 6-8, 1995), “Делу Ленина - верны?” (№ 7-9, 1995), “Ленин - палач русского народа и обычный педераст” (№ 6-8, 1995), “Разоблаченная доктрина (о подлинной деятельности интернациональной власти в России)” (№ 1-3, 1996).

Исходя из трех отправных точек идеологической концепции РНЕ - “Бог. Нация. Труд.” - тема бога, его места в жизни русского человека имеет для РНЕ большое значение. Религия - составная часть их идеологии: Россия единственная не утратила духовных корней, поэтому она избрана богом для начала освобождения мира от власти антихриста (читай - денег). Это один из постулатов идеологии РНЕ. К тому же, с помощью бога националисты надеются избавиться от обвинений в фашизме. Оказывается, эмблема РНЕ не имеет ничего общего с гитлеровским знаком. Она взята из русской православной традиции и изображалась на иконах. Левая свастика (солнцеворот) присутствие и покровительство бога в борьбе с врагами. “Таким образом, с точки зрения православной традиции, нынешняя попытка определенных сил запретить свастику, а заодно и русское национальное возрождение, есть не что иное как борьба со святым духом, борьба с богом” (№ 1-3, 1996). Вот так одним жестом РНЕ убивает двух зайцев.

Видя в казаках потенциальных союзников, “Русский порядок” обращается к теме расказачивания, совершенного большевиками в 20-х годах, в результате которого их земли были отданы чеченцам и ингушам, как следует из объемной статьи историка из Магадана Сергея Наумова “Трагедия Терского казачества. Исторические аналогии” (№ 7-9/ 1996г.).

На страницах “Русского порядка” отражается жизнь самой организации. Все заявления Центрального Совета по тем или иным событиям в России газету не минуют. Печатаются отчеты со съездов и конференций движения. О масштабах военно-патриотического воспитания молодежи, которому в РНЕ придают возрастающее значение, можно судить, опираясь на газетные материалы “Русского порядка”. Обвиняя коммунистов и демократов в неспособности привлечь в свои ряды молодежь, РНЕ успешно делает это с помощью военно-патриотических клубов, цель которых - подготовка юношей к армии. При этом националисты из РНЕ не скрывают, что центральное место в работе с молодежью принадлежит формированию национального мировоззрения. РНЕ - организация с жесткой националистической идеологией, значит баркашовцы будут воспитывать из юношей себе подобных: дисциплинированных - до безрассудности, идеологически запрограммированных - до фанатизма, физически крепких - до жестокости. Газета “Русский порядок” подтверждает: “Помимо идеологической подготовки, формирующей национальное мировоззрение, РНЕ прививает ребятам и практические навыки” (№ 4-6, 1996). Известно, что одетые в черную военную форму со свастикой на рукаве соратники Баркашова воевали и у Белого Дома осенью 1993 года и в Приднестровье, и в Абхазии, и в Сербии, и в Чечне. Во всех этих горячих точках под практическими навыками прежде всего понималось владение оружием.

 

Мнение эксперта.

Дополнением к современному портрету РНЕ после I учредительного съезда будет свежая информация от руководителя информационно-исследовательского центра “Панорама” Прибыловского В.В.

За последнее время возрастает уверенность в том, что РНЕ владеет оружием. Вспомним, что баркашовцы с оружием в руках находились в стенах Белого Дома в октябре 1993 года, и не известно, куда делось это оружие.

Думать так заставляют сообщения в центральной прессе (по крайней мере, две публикации с начала года) о том, что арестованные по обвинению в торговле оружием оказывались активистами и даже руководителями РНЕ. Кроме того известно несколько случаев в провинции, когда члены или бывшие члены РНЕ были арестованы по обвинению в убийстве с применением оружия (уголовная статья).

В Ставропольском крае Русское национальное единство тесно сотрудничает с казачьими организациями, члены которых привлекались к ответственности за незаконное хранение оружия по уголовной статье. Это наиболее часто применяемая статья в отношении казаков.

 

2. “Штурмовик” - печатный орган Русского национального союза (РНС).

В Германии выходила газета с тем же названием с 1923 года. Ее основателем был член НСДАП  Ю. Штрейхер, в 1946 году признанный виновным и казненный по приговору Нюрнбергского военного трибунала. Газета отличалась вызывающим антисемитизмом.

Современная газета “Штурмовик” выходит тиражом 20 000 экземпляров, периодичностью - 2 раза в месяц, зарегистрирована Московской региональной инспекцией по защите свободы печати и массовой информации в июле 1994 года.

“Штурмовик” зарегистрирован по тематике истории русской армии и традиций русского народа. С октября 1995 года по апрель 1997 года не наберется и пяти материалов по тематике, указанной в регистрационных документах. Однако в каждом номере есть статьи, рассказывающие о периодах становления национал-социализма в Германии, о борьбе Гитлера и НСДАП за власть. В статье “Хайль Штрассер!” автор Александр Елисеев рассказывает о вкладе, внесенном братьями Штрассер в дело национал-социализма в Германии, и заключает свой опус такими словами: “Пример Отто Штрассера учит нас революционной решимости и горячей любви к трудовому народу своей страны. И сегодня его дух присутствует среди нас и он незримо шагает в рядах Русских Национал-Социалистов. А меткое штрассеровское слово по-прежнему разит всякое олигархическое отребье, которое на этот раз не сумеет вырвать из наших рук Нашу Победу!”[1]. Эта цитата показывает, что новые, на этот раз русские, штурмовики жаждут реванша, и их не смущает гибель 27 миллионов соотечественников, отдавших свои жизни в борьбе против идей этого самого Отто Штрассера. По некоторым утверждениям авторов статей, помещенных в разделе “Идеология”, можно понять, что идеологическая система РНС сложилась неокончательно (“Какой национал-социализм нам нужен” (“Штурмовик”, № 4, 16-29 февраля 1996 года)). Но утверждение о том, что за основу идеологии партии взят гитлеровский национал-социализм, сомнению не подлежит. Авторы современного “Штурмовика”, конечно же, не случайно перенесли название германской газеты на первую страницу своего издания. Они не стесняясь, пишут об этом: “И поэтому нам нужны штурмовые отряды. А тут не грех поучиться у НСДАП, чьи штурмовики зарекомендовали себя именно как настоящие воины, достойные своих германских предков. Именно совместные акты насилия сплачивали их, прошедших окопы войны, в единый стальной кулак Партии”[2].

“Штурмовик” не обходится без статей, разрабатывающих тему восприятия идей национал-социализма. В статье “Наша борьба”, подписанной Николаем Ежовым, автор, говоря о возрастании интереса среди радикальных русских националистов к практике зарубежных арийских национально-революционных движений, в том числе к немецкому национал-социализму, считает: “Все это было бы неплохо, и даже полезно - изучить их опыт борьбы, внимательно проанализировать достижения и успехи, учесть ошибки прошлого и использовать это знание в нашей сегодняшней ситуации”[3]. Большое количество статей рассказывает об этапах развития национал-социализма в Германии - “За штурмовые отряды 1927-1945” (№ 17, 16-31 октября 1996 года), “Национальная революция в Мюнхене. К 73-ей годовщине” (№ 18, 1-30 ноября 1996 года), “Дело Рема и ночь длинных ножей” (№ 14, 1-15 сентября 1996 года), “Как фашисты погубили нацистов” (№ 10, 16-30 июня 1996 года), “Рабочие в Третьем Рейхе” (№ 3, 1-15 марта 1997 года), “Роммель - лис пустыни” (№ 15, 16-30 сентября 1996 года). Цель всех таких статей - оправдать национал-социализм, представить Гитлера национальным героем Германии, способным сплотить нацию, вывести ее из униженного состояния, в которое она была поставлена в результате поражения в первой мировой войне. Для этого редколлегия газеты “Штурмовик” публикует не только статьи фашиствующего характера, но и статьи собственно нацистов, например Гитлера “Бог живет только в гордых сердцах” (№ 5, 1-15 марта 1996 года, стр. 3), М. Фрауендорфера, управляющего образованием Рейха “Принципы национал-социализма”. Цитата из этой статьи послужит примером попыток реабилитировать национал-социализм и Гитлера: “... вождь Адольф Гитлер, несмотря ни на что, не потерял веру в ценности немецкого народа. В национал-социализме немецкий народ после тысячелетней борьбы нашел ту форму своего существования на этой земле, которая лучше всего соответствует их природе и тем самым их потребностям. И так как это мировоззрение своими принципами основывается на духовных позициях нашего народа, оно будет иметь силу, пока будет жива Арийская Раса!”[4].

Со страниц “Штурмовика” можно почерпнуть информацию о внутренней структуре Русского национального союза. В частности, в апрельском номере (№ 5, 1997 год) есть сообщение о том, что главой РНС является Касимовский Константин Родионович, пресс-службой и студенческим отделом руководит Калашников Алексей Сергеевич, кадровый отдел возглавляет Егоров Евгений Евгеньевич, за налаживание региональных связей отвечает Лампси Алексей Сергеевич, техническое обеспечение находится в ведении Лёвина Михаила, контактирует с религиозными организациями Макеев Анатолий, делами в молодежном отделе занимается Смирнов Андрей, работой со скинхэдами (“бритоголовыми”) руководит Константин Тархов, безопасность и охрану организует Александр, фамилию которого газета не разглашает “по понятным причинам”.

В том, что отдел по работе со скинхэдами действует, можно убедиться, прочитав корреспонденцию “Проснись и действуй!”, напечатанную в рубрике “Партийная жизнь”: “Ребята бодро шагают вперед, прожигая взглядами каждую фигуру, каждую тень на своем пути. Горе тому, кто является извечным врагом этих “новых штурмовиков” - если ты ниггер или косой, хачик или еврей, птюч или рэпер - расплатой за свой облик будет очередь хороших ударов по разным частям тела”[5]. Яркое свидетельство того, что современные “новые штурмовики” абсолютно восприняли идеологию германских нацистов и действуют теми же методами, что и штурмовые отряды Рема в Германии еще до прихода Гитлера к власти. Опасно то, что отъявленное хулиганство руководители РНС выдают за высокое служение нации.

В номерах “Штурмовика” можно найти следы работы отдела по региональным связям Русского национального союза - постоянно появляются сообщения из регионов России и республик СНГ: Волгограда, Томска, Красноярска, Ярославля, Санкт-Петербурга, Витебска, Алма-Аты, Ашхабада. Особенно активны томичи и санкт-петербуржцы. Корреспондент из Томска Игорь Овсянников претендует и на роль идеолога, он автор расистской статьи “Кто мы в действительности?” (“Штурмовик”, № 14, 1-15 сентября 1996 года). Примером его мышления послужит цитата из другой его статьи “Белая реакция”: “Надежда на то, что Россия спасет Арийский мир и принесет освобождение, изменив все существующие причины и следствия, зависит не только от многих обстоятельств, но и от выработки духовно-расовой основы, мобилизации Духа и Воли Нации. Если это произойдет, то Третья Мировая война будет прелюдией грядущего столкновения”[6].

Постоянными темами, не покидающими страницы газеты, являются расизм и антисемитизм. Перечисления заголовков статей будет достаточно, чтобы понять - “Штурмовик” - проповедник безудержного расизма: “Алма-ата: будни апартеида” (№ 4, 16-29 февраля 1996 года), “Черный расизм” (№ 5, 1-15 марта 1996 года), “Русская раса” (№ 18, 1-30 ноября 1996 года), “Кто мы в действительности?” (№ 14, 1-15 сентября 1996 года), “Расизм” (№ 5, 16-30 апреля 1996 года). Можно предположить, что “Штурмовик” держит прочное первенство среди националистической прессы по количеству карикатур, анекдотов, злобных выпадов и даже стихов, унижающих достоинство еврейского народа.

Национальной ненавистью просто кишат газетные столбцы “Штурмовика”. В России нет закона, предусматривающего ответственность за пропаганду фашизма, но есть Уголовный Кодекс, определяющий наказание за разжигание межнациональной розни. Государственные органы, в чью компетенцию входит следить за ненарушением законов, реагируют на злостное пренебрежение законодательных норм, но очевидно, что их действия не эффективны и не достаточны. В адрес газеты “Штурмовик” в 1995 году поступило предупреждение от Московского регионального управления регистрации и контроля за соблюдением законодательства РФ о СМИ, в котором начальник управления Черкизова Т.В. указала на злоупотребление редакцией газеты и ее учредителем свободой массовой информации и нарушение требований статьи 4 Закона РФ “О СМИ”. Предупреждение было вынесено за разжигание национальной и религиозной нетерпимости и розни. Кстати, начальник управления Черкизова Т.В. напоминает редколлегии, что газета “Штурмовик” зарегистрирована по тематике истории русской армии и традиций русского народа.

Другое официальное предупреждение последовало в феврале 1997 года. В нем говорится, что “оскорбительные выпады против рас, национальностей, социальной принадлежности, безосновательные обвинения евреев в терроризме, угрозы против антифашистов и пролетариата ... имеют цель возбуждение и разжигание расовой, национальной, социальной нетерпимости и вражды и пропаганду культа и насилия, что запрещено Конституцией РФ (ч.5 ст.13, ч.2 ст.29) и Законом РФ “О средствах массовой информации” (ст. 4)”. Отношение редколлегии к этому предупреждению заложено в заголовке, под которым оно опубликовано: “1001 маразм или официальное предупреждение”. В комментарии от редакции допущено неприличное высказывание уже в адрес начальника Управления Черкизовой Т.В., призванного следить за исполнением законов и конституции. Агрессивность - одна из характерных особенностей газеты “Штурмовик”. Постоянными объектами являются евреи, представители народов, живущих на Кавказе и в Закавказье, антифашисты.

Редколлегия “Штурмовика” не обходит вниманием политическую жизнь России. Газета, значит и партия, высказывает собственное отношение к тем или иным крупным событиям: Чеченской войне, войне в Югославии, последним событиям в Албании, расширению НАТО на восток, проведению совместных Украинско-НАТОвских учений “Си-Бриз-97”, сближению Украины с НАТО, стремлению “чубайсовско-немцовских реформаторов под видом борьбы с “естественными монополиями” расчленить на части нефтегазовую промышленность”, разделу Черноморского флота. Руководство РНС призывало своих сторонников участвовать в весенней акции протеста, организованной профсоюзами (ФНПР) 27 марта под политическими лозунгами: “Долой президента и правительство”, “Демократов -рыночников - в отставку”. Редакция так наставляла своих сторонников: “Очень полезно всячески разъяснять отсталым и несознательным людям предательскую роль социал-соглашательских, “желтых” профсоюзов. Выше всяческих похвал было бы, если русским националистам удастся возглавить акции протеста, хотя бы в некоторых регионах России, пусть нас узнают, не бойтесь радикальных действий”[7]. РНС осуждает прекращение военных действий в Чечне, выступает за продолжение войны до победного конца. События оцениваются с националистических позиций. Не оставлены без внимания известные фигуры российской политики и некоторые партии: Ельцин, Чубайс, Гайдар, Зюганов, Лебедь, Коржаков, Жириновский и ЛДПР. Все эти политические портреты выполнены в одном стиле - подбор малоизвестных “фактов” и соответствующий комментарий, авторы не утруждают себя ссылкой на источники проверенной информации. Бездоказательность, отсутствие серьезной аргументации - характерные черты галереи политических портретов. Их цель развенчание, дискредитация, формирование у читателя негативного отношения.

Русский национальный союз - действующая организация. Со страниц своего партийного органа она постоянно призывает своих сторонников участвовать в тех или иных акциях, митинговать, пикетировать посольство Германии с требованием выпустить арестованного зарубежного единомышленника из национал-социалистической германской рабочей партии, ставить и собирать подписи в поддержку узника санкт-петербургской тюрьмы Кресты Бондарика Н.Н. из Русской партии. Так из “Штурмовика” (№ 18, 1-30 ноября 1996 года) можно узнать, что “9 ноября в Москве прошел первый в Российской истории митинг, посвященный Мюнхенской Национальной революции (пивному путчу) 1923 года. На митинг пришла пара сотен скинов, футбольных фанатов и прочей фашиствующей публики”. 23 февраля 1997 года РНС провел митинг в память о русских воинах, погибших в Чечне. Был сожжен флаг США под тем предлогом, что эта война была выгодна врагам из-за океана. Этой акцией РНС объявляет о начале подготовки к предстоящим зимой 1997 года выборам в городскую думу.

В газете “Штурмовик” присутствует религиозная тема. В статье на первой странице “Основы нашей идеи” (№ 19, 1-15 декабря 1996г.) руководитель РНС Касимовский, говоря о четырех основных направлениях, “в которых надо будет работать для гармоничного развития идейных основ Новой России”, на первое место ставит религию. Скорее всего, это недоразумение. Хотя авторы часто выражают уверенность, что Бог им поможет одержать победу, представляются верующими православными христианами, есть основания полагать, что эта вера не настоящая, религиозность “Штурмовика” - лицемерна, это дань моде. Истинно верующие не могут себе позволить так грязно сквернословить на страницах газеты, допускать соседство статей религиозных с рассказом о самой непотребной рок-н-рольной тусовке. Даже в религиозных статьях обязательно есть оттенок антисемитизма.

Как ни странно, рок занимает свое место на страницах “Штурмовика” и значительно большее, чем бог, особенно в номерах за 1997 год. По количеству статей рок-н-рольная тема перевесила религиозную. Авторы газеты надеются таким способом привлечь молодежь, подростков. Ярым фашистом от рок-н-рола слывет Паук (очевидно - кличка, хотя печатается и фамилия или сценический псевдоним - Троицкий), руководитель группы “Коррозия металла”, Костя Кинчев, лидер группы “Алиса”, по утверждению газеты, тоже свой. В статье “Любо, братцы!..”, посвященной группе “Любэ”, утверждается, что “никогда останкинское телевидение не показывало ничего более фашистского, чем Зона “Любэ”. Интересно, согласится со “Штурмовиком” Николай Расторгуев и его товарищи?

Читая статьи на первой странице газеты (как правило, их авторство принадлежит Касимовскому), можно представить себе личность руководителя РНС, ведь именно Касимовский является учредителем и главным редактором газеты и лидером партии. Он претендует на роль идеолога партии. Но с этой ролью он явно не справляется. Далеко ему до Баркашова, который переварив самостоятельно полученные знания по истории, философии и другим общественным наукам, смог объяснить, просто и понятно, смысл появления своей партии, ее цели и задачи, сформулировать и разработать идеологию. Максимум на что способен Касимовский, - утверждать, что гитлеровский национал-социализм не подходит, надо выводить доктрину Русского национал-социализма, она должна “выстраиваться на единстве Духа, Крови и Почвы”[8]. Но толково объяснить, что это означает, развить, убедить, доказать, ему не подсилу. Зато грохочущего пафоса разрушения, замешанного на отчаянной ксенофобии, в его статьях - в избытке. “Да, мы призваны стать господами этого мира, потому что так захотел Господь. И если для исполнения его воли нам потребуется утопить в крови пару миллиардов инородцев и иноверцев, - мы ни на секунду, ни на минуту не задумаемся, гуманно это или нет, соответствует ли это правам “человека”. Чушь! У человека, настоящего человека, нет и не может быть прав. У него есть обязанности. Обязанности перед богом, перед Нацией, перед Империей”[9]. Может быть Касимовский годится на роль фюрера... для узкого круга людей, которые помогают ему делать газету “Штурмовик”.

 

3. “Эра России” - печатный орган Народной национальной партии (ННП).

Газета в определенной степени может быть подобна партии, особенно, если глава партии и главный редактор партийной газеты - одно и то же лицо. Главою Народной национальной партии является Александр Иванов-Сухаревский, он же главный редактор газеты “Эра России”, которая выходит в Москве, тираж составляет от 2000 до 5000 экземпляров, зарегистрирована Комитетом по печати РФ в марте 1995 года. До декабря 1996 года создатели считали свое детище всероссийской общественно-политической газетой, над эмблемой - ограниченным со всех сторон крестом - красовался известный девиз: “Каждому - свое!”. После декабря 1996 года газета изменила подзаголовок на “Газета нового мировоззрения - русизма!”.

Раньше не приходилось сталкиваться с такими понятиями как народный национализм, национал-экологизм. Но в западной политологии существует такое понятие как экологизм. В 1989 году в ФРГ появилась экологическая демократическая партия во главе с Хербертом Грулем. В условиях ухудшающегося состояния окружающей среды человек, по мнению Груля, должен отказаться от материального благополучия. Но это возможно только при помощи сильного государства, так как лишь очень немногие обладают способностью и достаточным кругозором, чтобы в столь острой экологической ситуации принимать верные решения, направленные на предотвращение глобальной или национальной катастрофы. Груль придерживается элитарной политической концепции: лишь меньшинство знает “правильное” решение, большинство же с его ложным сознанием препятствует правильным действиям меньшинства. Подразумевается принуждение к “экологическому разуму” посредством резкого ограничения свободы. Груль ратует за авторитарное централизованное государство, осуществляющее распределение и опеку над гражданами.[10]

В газете “Эра России” ощущаются отголоски этого учения Херберта Груля, основной упор делается на народный национализм, национал-экологизм присутствует эпизодически. В многочисленных статьях, в которых упоминается народный национализм, внятного толкования найти невозможно, потому что его там попросту нет. Приблизиться к пониманию “народного национализма” можно с помощью цитаты из статьи “Все несчастья человечества от глупости!”, в которой есть определение и антиопределение: “Народный Национализм - это здоровье нации, эмоциональная свежесть восприятия врагов, то есть всех чужих, которые подобно воде, разбавляют молоко, превращая его в пойло для скота.

Народный Национализм - это то, что инородческая интеллигенция времен Советской власти и власти демократической, называют черносотенством, махровым мракобесием, шовинизмом, дикостью и варварством. На самом же деле - это любовь к Богу, к своим предкам, к своим детям, ко всем единокровным. ...Жизнь на основе Народного Национализма выражает интересы всех народов, которые ныне живут в пределах Российской Федерации”[11]. Приведенная цитата является характерной для газеты в целом. Авторы газеты, используя неологизмы собственного изобретения, не могут ясно и точно их определить, четко представить свои идеи, разъяснить концепцию модели государственного устройства. Создатели газеты, также как и партии либо не способны это сделать, либо сами не уверены в своей идеологии. Так в статье “Мы правы, но мы незаконны”, которая представляет собой беседу главы ННП с неким Федором Лишним, на предложение собеседника подробнее рассказать об идеологии, Иванов-Сухаревский выдает за идеологию следующую схему: “Наш народный национализм является основой Русизма и основывается в первую очередь, на Национал-экологизме. Хватит я не буду рисовать схему, об этом мы побеседуем более подробно”[12]. В последующих номерах подробного возвращения к этой схеме не последовало.

Не представляется целесообразным предъявлять к “учению” Иванова-Сухаревского строгих требований. Его идеология не выдерживает серьезной критики. Это скорее дань традиции. Видимо, среди националистов бытует мнение, что глава партии должен быть не просто руководителем, но идеологом. Иванов-Сухаревский пытается им быть. На самом же деле его многочисленные и, как правило, пространные статьи в газете - не более чем упражнения в националистической софистике. Много слов, и мало смысла.

Программа партии, неоднократно опубликованная в газете “Эра России”, многое проясняет. В программе 32 пункта. Основные: Россия - только для русских и управлять ею должны только русские; государственный контроль над экономикой, в том числе монополиями и банками; предпочтение русского общественного блага перед частным; конфискация всех прибылей, полученных на основе подрыва русской экономики; земельная реформа с предпочтением общинного землепользования с разрешением частной собственности без права продажи; государственная религия - Православие. Некоторые пункты программы находятся в противоречии друг с другом. Последний же пункт программы хотелось бы процитировать в качестве примера, что такое, по мнению авторов программы, национал-экологизм: “32) Народом является гражданское население, организованное в иерархию талантов. Миропонимание народа - сознательное самоограничение. Природа - наш дом и необходимо все общество перестроить на сохранение мира”[13].

ННП распространяет свою деятельность на регионы. Газета “Эра России” публикует телефоны своих региональных организаций. Они есть в Архангельской, Волгоградской, Воронежской, Калужской, Камчатской, Кемеровской, Пензенской, Тамбовской, Ярославской областях, Кабардино-Балкарской, Мордовской, Удмурдской, Чувашской республиках, Краснодарском крае и городах Санкт-Петербурге и Томске.

Казачеству посвящено много статей и других материалов на страницах газеты “Эра России” не только потому, что глава партии считает себя казаком, но еще и потому, что за последние несколько лет казаки активизировались как общественная сила и выступают с радикальными инициативами. Именно последнее служит мотивом к сближению казачества с народными националистами, как они сами себя называют. Кстати заметить: ННП не первая и не единственная партия, открывающая свои объятия казакам. Из приведенной цитаты становится ясно, в каких точках наблюдается совпадение позиций казаков и националистов: “Взять хотя бы 1905 год. Поражения в русско-японской войне и финансирование революционных организаций американскими еврейскими кругами привело к первой русской революции... Поражение в афганской войне, добиваясь которого США использовали все средства, привело к развалу военного блока стран Варшавского договора, а затем и самого Советского Союза. Аналогии слишком прозрачны, чтобы не понимать, что повторение пораженческого сценария в Чечне приведет к развалу в России”[14].

Идеологическая линия народных националистов близка идеологии национал-социалистов. Одной из точек сопряжения является антисемитизм. Злобная антисемитская направленность характерна для газеты. Крайне редко на газетных полосах встречаются материалы, свободные от антисемитизма. Причем, пропагандисты из ННП используют в качестве инструмента антисемитизма даже смерть, в частности, таких известных деятелей искусства, как Зиновий Гердт и Тамара Макарова.

Пропагандисты из газеты “Эра России” прочно увязывают антисемитизм с большевизмом. При этом они неизменно используют расхожий миф о том, что октябрьская революция 1917 года - одно из звеньев цепи, которой “мировой сионизм” собирается опутать не только Россию, но и весь мир. Объектами классовой ненависти становятся как марксисты, давным-давно сошедшие с политической арены, так и современные коммунисты, не оставляющие мечту вновь вернуть страну в лоно социализма.

Впрочем, достается и другим политическим деятелям от народных националистов. Излюбленной мишенью для них является Александр Лебедь, он безусловно держит первенство среди политических деятелей по степени внимания к своей персоне и по количеству газетного пространства, отданного статьям о нем. Генерала обвиняют в предательстве, ценою которого была остановлена Чеченская война, называют “агентом сионистов” (“Войну можно остановить только двумя способами: победить или сдаться врагу!” “Эра России”, № 23, XII-1996г.). Пользуются вниманием народных националистов из газеты “Эра России” Ельцин, Зюганов, Березовский, Коржаков, Чубайс, Батурин. У каждого из них есть “вина” перед народными националистами и русским народом.

С полным правом можно назвать антидемократической газету “Эра России”, так как свою антидемократичность она не скрывает, но и всячески пытается убедить своих читателей, что демократия - это зло, которое погубит человечество. Показательна в этом отношении статья главного редактора и главы ННП Иванова-Сухаревского под названием “Демократия - это путь в сумасшедший дом” (№ 27, IV-1997г.), где страны, достигшие на демократическом пути развития больших успехов, доказав неоспоримые преимущества демократии, сравниваются с домом для умалишенных и называются пристанищем шизофреников. В другой статье “78 лет продолжается геноцид русского народа” (№ 20, VIII-1996г.) “ННП официально обвиняет демократию в сознательной проповеди философии человеконенавистничества”.

Среди националистических экстремистских движений ННП имеет союзников, в частности в Санкт-Петербурге есть, по крайней мере, две партии, которых народные националисты называют единомышленниками - Русская партия и Национально-республиканская партия России Ю.Беляева. На протяжении последних двух лет газета “Эра России” ведет кампанию за освобождение одного из руководителей Русской партии Николая Бондарика, находящегося в тюрьме по подозрению в убийстве и рэкете. Используя обращение к народу, ННП предлагает заступиться за преступника, ожидающего суда за свои деяния: “Русские! Мы будем сказочно богаты, если такие люди, как Бондарик, будут сидеть в Кремле, а не в тюрьме!”[15]. “Эра России” предоставляет свои страницы председателю Национально-республиканской партии России Ю.Беляеву, который предлагает на обсуждение свой план борьбы за власть на ближайшее будущее: “- в условиях, когда мы имеем возможности использовать в своих целях средства массовой информации и телевидение, большое значение приобретает множество небольших газет с национальной ориентацией. Следует такие газеты поддерживать финансово и задавать им нужное идеологическое направление. Те редакции газет, которые будут отказываться сотрудничать с национальным движением, подвергать грубому силовому давлению. Время уговоров и полемики кончилось”[16]. Кстати, по этой короткой выдержке из выступления Ю.Беляева можно судить, что его партия (НРПР) - партия другого типа в отличие от ННП, и в ее основу положены другие принципы, хотя она также является националистической.

Из многих составных частей успешного действия партии на политическом поле на первое место нужно поставить личность руководителя, второе место отдать идее, ради которой была создана партия. Александр Кузьмич Иванов-Сухаревский сумел создать партию, наладить более или менее регулярный выпуск партийной газеты. На этом, пожалуй, достижения партии заканчиваются. В партийной газете “Эра России” нет сообщений о съездах партии, информации о какой-либо деятельности партии. Но зато из газеты стало известно, что Иванов-Сухаревский - есаул Московской городовой казачьей заставы и одновременно кинорежиссер-постановщик, член Гильдии кинорежиссеров России. На страницах “Эры России” главный редактор Александр Иванов-Сухаревский уделяет внимания главе ННП Александру Иванову-Сухаревскому не меньше, чем своей идее “национал-экологизму”. Например, двадцать седьмой номер газеты за апрель 1997 года девять материалов так или иначе связаны с именем Иванова-Сухаревского. Первая полоса этого номера целиком отдана главе ННП. Здесь он выступает в качестве кандидата в депутаты Госдумы по 145 округу. Печатается его интервью, предвыборная программа, злобный выпад, направленный против коммерческих банков, под заголовком “Раздавить гадину!”. В рубрике “Учение расизма” помещен материал с претенциозным заголовком “Только святость обладает правом власти”. В нем утверждается, что Народная национальная партия станет основой будущего государства. Лидер партии убежден, что “русисты” “обязаны исполнить миссию данную нам Богом: установить мир на планете, провести Страшный Суд и утвердить Царствие Божие на Земле”[17]. До этой публикации считалось, что это - дело Всевышнего. К прежним своим “достоинствам” глава ННП присоединил еще и святость. В тексте есть указание, каким образом ННП будет осуществлять возложенную на нее Богом миссию: “Мы приступим к гигантским стройкам и к не менее гигантским разрушениям. Я пока скажу лишь о двух: это постройка гигантской автодороги от Берлина и Москвы до Токио в 12 полос, а также возвращение становой жиле Руси - Волге (Ра) ее живого, естественного состояния!”[18]. Вот как оценивает собственные качества глава ННП: “Я преисполнен решимости навести порядок в этом море хаоса, потому что мыслю глубже всех и смотрю дальше всех! Я знаю средства спасения”[19]. Не менее замечательна оценка лидером народных националистов своей “роли в истории”: “Я двадцать пять лет анализирую жизнь нашего русского народа. Я со всей ответственностью могу сказать, что кроме нашей партии и меня лично, никто не сможет спасти Россию от позорной гибели при демократах и от мерзостей народно-патриотического террора”[20].

Подытоживая обзор газеты “Эра России” как органа Народной национальной партии, можно предположить, что серьезной цельной, безупречной идеологии у партии нет, стоящей, эффективной деятельности нет, но есть культ вождя партии в масштабах партийной газеты.

 

4. “Черная сотня” - печатный орган националистической организации Черная сотня.

Газета “Черная сотня” выпускается одноименной организацией с 1992 года, имеет регистрационное свидетельство и тираж 10 000 экземпляров. Редактором газеты является Штильмарк Александр Робертович. Девиз газеты: “За Веру, Царя и Отечество!”.

Вот как газета объясняет смысл своего названия: “Появилась Черная Сотня на Руси одновременно с принятием Православия и представляет из себя ни что иное, как народное ополчение, благославляемое и ведомое монахами чернцами... Так как монахи были одеты в черное, а ополчение традиционно делилось на сотни, то и возникло название “Черная Сотня”[21].

Черносотенное движение было известно в России задолго до появления в 90-х годах Черной сотни Штильмарка. Ненавидя большевистский режим, установившийся после 1917 года, и обвиняя его во всех бедах России, нынешний руководитель Черной сотни идеализирует дореволюционное черносотенное движение: “Именно Союз Русского народа с другими черносотенными организациями остановили революционную смуту 1905-1907 годов и отодвинули революцию на 12 лет”[22]. Уместно напомнить, что черносотенное движение начала века - это контрреволюционный террор, известный убийствами и погромами.

Но современные черносотенцы по-другому представляют свою организацию сегодня: “Возродившаяся Черная сотня - это православная организация, главными задачами которой является воцерковление  русского народа и установление в России Русской власти”[23]. В программе организации, опубликованной в газете, преобладают националистические устремления: Православная Церковь - основа духовного здоровья народа; воссоединение единой и неделимой России в прежних границах; национализация тяжелой промышленности, оборонных отраслей, а также транспорта и банков; реальная поддержка отечественных предпринимателей; земля - собственность тех, кто ее обрабатывает без права продажи, но с правом наследования; запрещение деятельности сект и иностранных проповедников на территории России; поощрение рождаемости коренных народов России, особенно русского; телевидение и радио являются государственными.

Идеологию нынешней Черной сотни можно определить как православный национализм, этих же позиций придерживается газета “Черная сотня”. Очень популярной темой в газете можно считать религиозную, рассматриваются различные аспекты православной веры - “Как на Русском флоте наказывали богохульников и идолопоклонников” (№ 3-4 1996г., стр. 7), “Беседы с православным священником” (№ 3-4 1996г., стр. 13), “Без Православия погибнем” (№ 8-9 1996г., стр. 10), “Всякая ли власть от Бога?” (№ 4 1997г., стр. 8).

Вычленить самую часто встречаемую тему на страницах “Черной сотни” нетрудно, так как у редактора патологически чувствительная реакция на слово “еврей”. Антисемитизм составной частью входит в идеологическую концепцию черносотенства, и в этом Черная сотня Штильмарка остается верной своим предшественникам. Более того, в газете еврейство и масонство неразрывно слились воедино, редактор газеты не перестает пугать своих читателей “сионо-масонским заговором против России”. “Черная сотня” № 8-9 за 1996 год целиком состоит из антисемитских и антикавказских излияний автора газеты.

Ни одна уважающая себя националистическая газета не обходится без выпадов против власти, ее критики, подчас откровенного очернения. На этом приеме строится националистическая пропаганда - у власти антинациональное правительство (“откровенно просионистский курс, проводимый Чубайсом”), ведущее дело к геноциду русского населения с помощью “жульнических демократических реформ”.

За последнее время тему возрождения казачества иначе как модной не назовешь, раньше других к этой теме обратились националисты, газета “Черная сотня” - в их числе. Ее интересует главным образом аспект противостояния между казачеством и живущими на сопредельных территориях кавказскими народами, а также превращение казаков в реальную силу (“Придут ли турецкие войска на Русскую землю?” № 10 1996г.).

На своих страницах газета “Черная сотня” называет свою организацию всероссийской, абсолютных подтверждений этому в газете найти не удалось, вряд ли это соответствует действительности. В двух своих номерах “Черная сотня” указывает на контакты с Костромской областной организацией “Русское единство” (не путать с Русским национальным единством А.П.Баркашова), но ее никак нельзя считать региональным подразделением Черной сотни. Можно предположить, что региональной сети Черная сотня не имеет.

Заканчивая разговор о газете “Черная сотня”, необходимо сказать, что газетой в строгом смысле слова она не является. Скорее ее можно назвать подборкой статей одного автора по определенным аспектам российской политики, рассматривающего события с антисемитских, критиканских, антидемократических позиций. “Черная сотня” - это газета одного человека - Александра Штильмарка. В один из дней мая 1997 года возле входа на станцию метро Театральная организация Черная сотня устроила акцию: молодые люди продавали газету “Черная сотня” по повышенным ценам, группируясь под каким-то националистическим транспарантом и каждого желающего убеждали, что во всем виноваты евреи. Можно предположить, что кругом этих людей (не более десятка) ограничивается численный состав организации, а основная деятельность сводится к выпуску газеты и организации подобных акций.

 

5. “Память” - печатный орган Народно-патриотического фронта “Память”.

Национально-патриотический фронт “Память”, руководимый Васильевым Д.Д., имеет одноименную газету, зарегистрированную в январе 1991 года. Тираж газеты не известен. Редактор - издатель (учредитель) Дмитрий Васильев.

В левом верхнем углу печатается девиз организации: “Бог, Царь, Нация!”. Это означает, что основными принципами идеологии НПФ “Память” являются православие, монархия, национализм. На своих страницах газета “Память” развивает, пропагандирует эти принципы.

Показательно то, что даже в статьях сугубо религиозного содержания присутствуют антисемитские мотивы: “Евреи как будущие участники в земном царстве лжемессии уже суетятся, приготовляя его для внуков и правнуков своих, завещая им вражду не на жизнь, а на смерть по Христу, Богу нашему”[24]. При этом редколлегия использует прием, призванный убедить читателя в том, что антипатию, недоверие к евреям испытывали еще наши предки задолго до революции 1917 года. Материал построен на сплошных антисемитских цитатах из книги “убежденного монархиста” адвоката Шмакова А.С. “Свобода и евреи”, изданной в 1906 году. В этом же ряду находится материал, посвященный Иоанну Кронштадскому и его книге “Начало и конец нашего земного мира”. Идеи и мысли, изложенные в цитатах столетней давности, по мнению журналистов из “Памяти” продолжают оставаться актуальными и сейчас.

Тематика  газетных материалов “Памяти” диктуется идеологическими принципами, одним из которых является монархия, поэтому в каждом номере есть материалы монархического содержания (“Страницы жития царя-мученика” о Николае II, № 1/ 1997г., стр. 6-8, “Отныне буду каковым нарицаете” об Иване Грозном, № 3/1997 стр. 2-5, “Солнце земли Русской” об Александре Невском, № 4/1997г., стр. 2-5). Идеализируя патриархальную Русь, дореволюционную историю России, газета противопоставляет несовершенную современную партийно-представительную систему (парламент) и сословно-представительную систему старой России (Земский собор) и предлагает обществу сделать выбор в пользу последней (“Земский собор. Из XVII в XXI век”, № 3/1997г., стр. 5). Словом, “Память” предлагает не двигаться вперед, а вернуться назад, по крайней мере лет на сто.

Традиционная тема для националистических газет (“Память” не является исключением) - критика идей социализма, разоблачение деятельности прошлых и нынешних коммунистов. Здесь “Память” отличается серьезным подходом, тщательным анализом и сопоставлением, глубоким осмыслением, и поэтому в праве надеяться на эффективность воздействия. С уверенностью можно сказать, что все постоянные читатели газеты - прочные антикоммунисты. Кстати, из газеты можно почерпнуть информацию о том, что “на протяжении многих лет действует семинар НПФ “Память”. На нем бойцы Воинства Христова получают возможность приобщиться к подлинному познанию себя, своего отечества и всего окружающего нас мира. В ходе семинара его участники пополняют арсенал своих знаний в самых различных областях мудрости, накопленной человечеством за тысячелетия своей истории, - таких как история, политика, культура, философия, юриспруденция, экономика, начала иных наук”[25]. Если вспомнить, что руководители всех упомянутых выше экстремистских националистических организаций были когда-то бойцами “Памяти”, то становится понятной общность идеологических принципов всех организаций, крепнет уверенность в том, что именно “Память” вскормила, воспитала и вооружила идейно современных чернорубашечников.

Также как и другие националистические газеты, “Память” касается чеченской темы, но находит свой угол зрения. Публикуя интервью (в нарушение журналистской этики) безымянных “бойцов НПФ “Память” с неназванным “служащим федеральных войск России”, газета “Память” стремится убедить своих читателей в том, что командование федеральных войск в Чечне и руководители чеченских боевиков действуют заодно, что на чеченской стороне воюют наемники с Украины (молодежь 18-22 лет) и Прибалтики (в основном женщины, спортсменки-биатлонистки за 30 лет), что “для успешного воплощения в жизнь далеко идущих планов мирового господства просионисткие СМИ, находящиеся в нерусских руках в русской стране, искажают освещаемые события, подтасовывают одни факты и замалчивают другие”[26]. Обвиняя российские СМИ в необъективности, ангажированности, “Память” претендует на единственное “слово Правды” и таким образом надеется повысить свой рейтинг. Но “Память” идет дальше своих последователей: она пророчит “братоубийственную войну в Крыму”, “религиозную войну православных с мусульманами”[27], а виноватыми все равно окажутся евреи: “Сионизм методично осуществляет свой тайный план мирового господства, используя проверенный древний способ: “разделяй - и властвуй!”[28]. Интересно, что в “Открытом письме НПФ “Память” президентам Украины и России, их правительствам, законодательным палатам обеих стран” указывается на антирусскую истерию, в подогревании которой обвиняются униаты и шовинисты из УНА-УНСО. Но не надо забывать, что УНА-УНСО для Украины то же самое, что и “Память” для России, то есть экстремистская организация, действующая с позиций крайнего национализма. Таким образом “Память” осуждает других за то, в чем повинна сама.

Испытанным инструментом политической борьбы считается критика власти, при умелом использовании этого инструмента можно получить известность, повысить рейтинг. Примеров тому - бессчетное количество. Просчеты и ошибки власти на экономическом поприще дают законное основание для критики. Но о конструктивной, полезной критике правительства, способной принести положительные результаты, со стороны “Памяти” не может быть и речи. И конечно, все начинается с обвинений в просионистском настроении руководителей страны, в засилии сионистского капитала. Несколько громких утверждений типа: “Товаров российских производителей в магазинах уже, практически, не видно”[29] или “Продолжается тотальное разграбление страны. За кордон идет все, в первую очередь природные ископаемые, драгметаллы, нефть, лес, целебные корни, травы и тд”4 и наконец “Из нашей страны валюта уходит эшелонами”4 ничего не стоят, если они не подтверждены фактами. Но “Память” не утруждает себя доказательством обвинений “экономического уничтожения России” “правительством национальных предателей”. Главное - для “Памяти” не доказать, а прокричать - чем громче, тем лучше. Так подрывается авторитет законной власти, создается истерия вокруг “геноцида русского народа”, ставится под сомнение демократический путь развития страны.

 

Заключение.

Подводя итоги обзора, можно выделить следующие общие черты, свойственные рассмотренным националистическим газетам.

1. Идеология. Идеологический стержень у всех газет единый - крайний национализм (от нацизма “Штурмовика” до монархического национализма “Памяти”).

2. Религия. Все газеты продемонстрировали свою приверженность православию, одни - истинную, а другие - лицемерную.

3. Антисемитизм.

4. Обвинения в адрес властей в том, что под видом реформ проводится геноцид русского народа.

5. Антидемократизм. Националисты с помощью газет отвергают демократический путь развития страны и используют слова “демократия”, “демократический” как ругательные.

6. Отсутствие серьезных квалифицированных статей на экономическую тему. Националисты оставляют эту тему в стороне, так как обвиняя власти в экономическом крахе, сами не представляют, как сделать экономику эффективной.

7. Обращение к казачеству. Лидеры националистов, наблюдая выход казачества на политическую арену, стремятся в их лице получить мощное подкрепление.

8. Попытки участвовать в выборах в законодательную власть. “Русский порядок” (Русское национальное единство) поместил пространное интервью с Баркашовым, который выступал как кандидат на пост президента страны. “Эра России” (Народная национальная партия) печатала программу Иванова-Сухаревского и представляла его как кандидата в депутаты Госдумы по 145 округу. “Штурмовик” (Русский национальный союз) в феврале 1997 года сообщал, что РНС собирается принять участие в предвыборной кампании и бороться за место депутата в Мосгордуме.

9. Особо стоит отметить, что все рассмотренные газеты (кроме “Русского порядка”) обращаются к читателям за финансовой помощью. Прекрасной иллюстрацией служит цитата их газеты “Черная сотня”, которая делает это в наиболее категоричной форме: “... в России Вы Русские люди (к нашему общему позору) очень мало помогаете нашей газете... Если, не дай Бог, “Черная сотня” закроется, будучи разоренной финансово, это будет только ваша вина. И не жалуйтесь потом на то, что и на телевидении, и в газетах засели одни сионисты, а Русских средств массовой информации крайне мало. Вы заслужили такое положение своей скупостью и безразличием к судьбе России”[30].

10. Националистические газеты выполняют агитационную функцию, так как в каждой из них и в каждом номере есть призыв вступать в ряды партии и разъяснения, как это можно сделать.

В ряду экстремистских националистических организаций РНЕ занимает особое место. Некоторые факты показывают, что увлечение теорией у баркашовцев позади, они отдали ей дань, наступил следующий этап - от пропаганды идеологии к непосредственному убеждению. Газета “Русский порядок” выходит один раз в три месяца, руководители РНЕ, вероятно, не надеятся на ее особую эффективность. Поэтому в их арсенале есть и другие средства, об этом говорилось и на I учредительном съезде в феврале 1997 года. Соратники, как они сами себя называют, предпочитают живое слово, непосредственный контакт, личный пример. По нашей информации, часто вблизи станций метро в воскресные дни активисты РНЕ устраивают безвозмездную раздачу своих листовок, спецвыпусков газеты “Русский порядок”, лично агитируют за РНЕ. Однако основным каналом, по которому идет привлечение молодежи в ряды организации, следует считать военно-патриотические клубы, где как раз и имеет место личный пример, живое слово, непосредственный контакт.

 

Покупая газеты экстремистских националистических организаций, читатель получает вместе с ними реабилитированные идеи национал-социализма, убийственную дозу антисемитизма, инъекцию антидемократизма, порцию расизма и плюс дурные манеры в виде неправильной письменной речи (имеются в виду грамматические ошибки, характерные прежде всего для “Штурмовика”). Нет никакой гарантии, что читатель способен переварить всю эту “пищу” без вреда для себя и для общества. Вывод заключается в цитате из статьи Владимира Прибыловского “Большие претензии - малые возможности”: “... фашистские и околофашистские организации, даже не будучи сами по себе реальными претендентами на власть, отравляют общество идеологией насилия, вносят свой вклад в нарастание хаоса и “латиноамериканизации”, способствуют выталкиванию страны с “общечеловеческого” пути на криминально-бюрократическую (авторитарно-олигархическую) обочину”[31].

 

Глава III. “В российском обществе существует запрос на национал-социализм...”

В докладе лидера общественно-политического объединения “Яблоко” Явлинского Г.А., с которым он выступил на V съезде движения (ноябрь 1996 года) содержалось утверждение о том, что в российском обществе существует запрос на национал-социализм и этот запрос формируется самой властью. Аналогичного мнения придерживается и ряд общественных организаций.

По нашей просьбе, это заявление комментируют депутаты Госдумы, коллеги Явлинского, его товарищи по фракции.

 

1. Депутат Госдумы Борщев В.В., член комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций (фракция “Яблоко”).

Для того, чтобы объяснить потребность общества в такой силе, нужно вспомнить, что сейчас в России переходный период. Он сопровождается затяжным экономическим кризисом, униженным национальным чувством после развала державы, психологическим дискомфортом. Ошибки, допущенные правительством в экономической сфере, используются так называемыми патриотическими силами для нагнетания истерии. Большая часть общества в этих условиях жаждет простым способом решать сложные проблемы и подталкивает к этому руководителей страны. Пример - война в Чечне.

На почве неэффективной борьбы милиции с преступностью возникает иллюзия, что жестокость наказания приведет к порядку. Опыт сталинского режима, тождественного фашистскому, должен был научить нас, что этот путь приводит к краху. После смерти Сталина построенный им “порядок” рухнул, потому что все замыкалось на самом диктаторе. Сталинское наследие еще до сих пор сказывается в нас, в нашем обществе. Иначе, как можно объяснить столь вялую реакцию общества на ведение государственной властью незаконной войны в Чечне, на гибель мирного населения при штурме Грозного и на потери с обеих воюющих сторон. Это сталинское наследие - привычка молчать, когда творятся беззакония. Сталинский принцип- можно пожертвовать кем-нибудь ради призрачного благополучия остальных, бей своих, чтобы чужие боялись. Если бы сталинские репрессии были разоблачены и осуждены обществом, а не замалчивались, проявления фашистской идеологии в Чечне были бы невозможны.

На мой взгляд, большая часть общества готова к приходу во власть людей, которые убедят его, что способны решить экономические проблемы, прекратить состояние национальной ущемленности, избавить от разгула преступности, при этом опять же будет вершиться насилие именем нации.

 

2. Депутат Госдумы Шейнис В.Л., член Комитета Госдумы по законодательству и судебно-правовой реформе (фракция “Яблоко”).

Я думаю, наше общество - больное. Болезнь связана с переходным периодом, который протекает чрезвычайно трудно. Реформы проводятся, но при этом интересы граждан не принимаются во внимание. В этих условиях, как показывает опыт других стран, возникает простор для националистических идей. Так было в Германии в 20-30 годах, в Испании в 30-х годах, некоторых Восточно-европейских странах.

Кроме того, практика сталинского и послесталинского режима дискредитировала в сознании общества интернационализм. Это идея благородная, но фактическая ее реализация в имперском исполнении привела к тому, что сейчас она не получает поддержки.

В условиях России - многонационального государства - национализм особенно опасен. В ответ на активизацию русского национализма обостряются национализмы малых народов. Чеченский национализм вызывает резкую ответную реакцию, особенно в районах, прилегающих к Чечне, в первую очередь это касается казачества. Любой национализм в нашем обществе - это горящий фитиль, которым размахивают в помещении порохового склада.

Подводя итог, необходимо отметить два положения.

1. Трудности переходного периода порождают ложное сознание, которое отливается в том числе и в национал-социалистические формы.

2. Безответственность тех, кто управляет государством, не задумываясь о социальной цене экономической реформы, независимо от намерений этих людей, является мощным фактором, подогревающим опасность национал-социализма.

 

3. Депутат Госдумы Митрохин С.С., заместитель председателя Комитета Госдумы по вопросам местного самоуправления (фракция “Яблоко”).

С середины 90-х годов крайне популярны становятся фигуры, чье мировоззрение опирается на определенные элементы национал-социализма. В условиях снижающегося уровня жизни населения, роста преступности, развала СССР, выдавливания русского населения с территорий бывших союзных республик дополнительный стимул получают идеи авторитарной власти, этнократии. В России есть силы, стремящиеся воспользоваться трудностями, связанными с переходным периодом, к которым в первую очередь нужно отнести затяжной экономический кризис, провалы внешней политики, обусловившие расширение НАТО на восток. Оно в свою очередь стало возможным из-за отсутствия активной интеграционной политики, которую обязано было проводить руководство России. Несовершенство правовой системы позволяет существовать национальным экстремистским организациям, пропагандировать свои взгляды и расширяться численно. Сказывается также отсутствие опыта демократии. В обществе есть потребность в авторитарной власти, ставящей превыше всего интересы нации в ущерб интересам личности.



[1] “Штурмовик”, № 9, 1-15 ноября 1995г., стр. 4

[2] “Штурмовик”, № 17, 16-31 октября 1996г., “Насилие как приводной ремень революции”, стр. 1.

[3] “Штурмовик”, № 17, 16-31 октября 1996г., стр. 2.

[4] “Штурмовик”, № 5, 16-30 апреля 1997г.

[5] “Штурмовик”, № 5 (37), 16-30 апреля 1997г., стр. 2

[6] “Штурмовик”, № 15, 16-30 сентября 1996г.

[7] “Штурмовик”, № 3, 1-15 марта 1997г.

[8] “Штурмовик”, № 16, 1-15 октября 1996г.

[9] “Штурмовик”, № 1, 1-15 февраля 1997г., “Беспощадный русский бунт”, стр.1.

[10] Сведения взяты из книги Лопухова Б.Р. “Крайне правые и неофашизм в Западной Европе в 80-е гг” - М., 1987г.

[11] “Эра России”, № 20, VIII/ 1996г., стр. 8.

[12] “Эра России”, № 20, VIII/ 1996г.

[13] “Эра России”, № 27, IV/ 1997г.

[14] “Эра России”, № 27, II/ 1997г. “Мы готовы к защите Отечества. Из доклада заместителя атамана Всекубанского казачьего войска Юрия Антонова на Совете казачьих атаманов в пос. Иноземцево”.

[15] “Эра России”, № 23, XII/ 1996г.

[16] “Эра России”, № 22, IX/ 1996г. “Что делать? Из выступления на региональной конференции русских националистов в сентябре 1996 года”.

[17] “Эра России”, № 27, IV/ 1997г.

[18] “Эра России”, № 27, IV/ 1997г.

[19] “Эра России”, № 21, IX/ 1996г. “Против коммунизма”.

[20] “Эра России”, № 21, IX/ 1996г. “Я верю в исключительную миссию русского народа”.

[21] “Черная сотня”. Краткий спецвыпуск. 1997г. стр.4

[22] “Черная сотня”. Краткий спецвыпуск. 1997г. стр.2

[23] “Черная сотня”. Краткий спецвыпуск. 1997г. стр.4

[24] “Память”, № 2/ 1997г. “Последние события в царстве мира сего. (Избранное из книги святого Иоанна Кронштадского)”.

[25] “Память”, № 2/ 1997г. “Коммунистов обличает манифест”, стр. 4.

[26] “Память” № 2/ 1997г. “Неизвестная Чечня” стр. 7.

[27] “Память” № 1/ 1997г. “Заявление НПФ “Память” об ущемлении прав русских и угрозе вооруженного конфликта в Крыму”.

[28] “Память” № 1/ 1997г. “Открытое письмо НПФ “Память” президентам Украины и России, их правительствам, законодательным палатам обеих стран” стр. 13.

[29] “Память” № 1/ 1997г. “От России убогой к Руси обильной” стр. 14-15.

[30] “Черная сотня” Краткий спецвыпуск. 1997г  стр. 9

[31] “Диагноз”, Антифашистское обозрение, № 1, апрель 1997г., стр.8