Оригами № 1 (1) 1996

Интервью с педагогами 

На вопросы журнала отвечает директор Невской гимназии N 513 Санкт-Петербурга Галина Витальевна Зубковская

  •           По вашей инициативе изучение искусства складывания было введено в качестве учебного предмета в некоторых начальных классах гимназии. Почему вы решились на такой шаг? 

          Ученики Невской гимназии стали заниматься оригами два года назад (с 1994г.). Сначала это была лишь случайная проба. Но после первого года обучения нам стало ясно, что без предмета "оригами" мы уже не сможем обойтись. 

          Поскольку наш коллектив очень любит различные педагогические эксперименты, то мы сочли возможным провести и этот в полном масштабе. 

          Оригами не заменило в нашей гимназии ни труд, ни рисование, ни какое-либо другое направление учебной деятельности.  

          Благодаря оригами в обучение было внесено нечто совершенно иное. Наши дети столкнулись с чем-то для них необычным и прекрасным. За короткое время ребята научились превращать бумагу в удивительные изделия - в фигуры, которые раньше они себе и представить не могли. 

          Я считаю, что этот предмет очень помогает развивать у детей художественный вкус и логику. Он готовит учеников начальных классов к восприятию многих новых для них предметов. Я безусловно советую заниматься оригами. Осторожность только в одном - его должен вести квалифицированный и интересный преподаватель . 

  •           К сожалению, в нашей стране не проводились специальные психолого-педагогические исследования, посвященные, посвященные изучению влияния оригами на учеников. Вы наверняка беседовали об оригами с учителями начальных классов своей гимназии. Что они думают об этом предмете? 

          В учебном плане гимназии предмета "оригами" не было. И тем не менее, наши учителя выделяют время для занятий оригами. Наверное, это самое большое доказательство того, что они считают оригами предметом, необходимым для их учеников, безусловно он помогает им в остальной учебной работе. 

  •           С какого возраста следует начинать преподавать ребятам оригами? 

          Оптимально - со второго класса. В первом они еще не могут внимательно слушать, не все воспринимают. Хотя, быть может, оригами будет помогать им развивать внимание. 

          Первые классы в нашей гимназии разные. В некоторые из них будущие ученики отбираются в соответствии с результатами тестов. Вот в таких классах преподавать оригами можно, начиная с первого. 

          Но, в общем, лучше со второго. 

          Может ли директор образовательного учреждения, если он нашел квалифицированного педагога, ввести оригами в учебный план школы? 

          Мы ввели оригами в учебный план. Уроки оригами идуту нас отдельным предметом. И я считаю, что это абсолютно правильно. 

          Этот вопрос должен решаться в каждом педагогическом коллективе индивидуально. Прежде всего, должны быть педагоги, готовые идти на эксперимент для того чтобы детям было интересно учиться.  Возврат к оглавлению

На вопросы журнала отвечает учитель начальных классов Невской гимназии N 513 Юлия Владимировна Красавцева  

  •           В течение двух лет ребятам вашего класса преподавали оригами. Каковы ваши личные впечатления? 

          Ребятам этот урок очень интересен. В начальной школе уроков подобного рода явно недостаточно. Урок оригами необходим для развития ребенка в целом - для улучшения работы мышц рук. Маленький ребенок вообще "думает" пальчиками, и поэтому такой урок для него очень важен. Оригами развивает образное мышление. Ребята не просто следуют за указаниями учителя, они создают какие-то свои образы. Часто дома они преобразуют знакомую им фигурку во что-то совершенно другое и приносят потом в класс много собственных поделок . 

          Мне кажется, что оригами также помогает ребенку определить свое положение в мире, оно улучшает его геометрические представления. Мои ученики стали лучше учиться по математике, они стали активнее, у них появилась некая внутренняя свобода, улучшилась мимика. 

  •           Вы работаете в школе не первый год, вам есть с чем сравнивать. Как оригами влияет на восприятие школьниками других предметов? 

          Я делала специальные тесты-срезы в течение последних трех лет. После того, как во втором классе ребятам стали преподавать оригами, их показатели резко пошли вверх. 

  •           Но, быть может, это чисто возрастные эффекты, ведь ваши ученики стали постарше? 

          Это верно, но оригами помогло развить у них образное мышление. Ведь на уроках математики, например, ученики оперируют голыми цифрами и только. А на уроке оригами они смотрят, думают, делают, и результаты своих умственных усилий они, в конечном счете, держат в руках. 

  •           Нужны ли отметки на уроках оригами? 

          Ни в коем случае!  Возврат к оглавлению