Оригами № 1 (1) 1996

Преподавание оригами 

Можно ли научить трехлетних детей оригами?

И если "да", то как это сделать, учитывая их особенности - неусидчивость, неумение подолгу сосредотачиваться? 

          Моя первая и самая главная задача заключалась в том, чтобы заинтересовать детей и вызвать у них желание самим делать эти чудесные игрушки. Для этого я сначала делала их сама в технике оригами и дарила детям. Сколько было радости и восторгов! Но сам процесс изготовления игрушек увлекал в начале лишь некоторых малышей. 

          Долгожданный вопрос: "А как это можно сделать?" и просьбы от всех детей научить их делать такие игрушки я услышала лишь после очередного занятия, в конце которого Красная Шапочка поблагодарила всех за помощь и подарила ребятам бумажные поделки. На этот раз это были кораблики, которые дети могли пускать в лужах по дороге домой. Красная Шапочка сказала, что сделала их сама, и спросила у ребят, умеют ли они делать такие же. Дети были поражены, когда поняли, что этот секрет им незнаком. Не теряя времени даром, боясь упустить подходящий момент, я схватила огромный лист ватмана и прямо на глазах у детей свернула из него гигантский кораблик. В него можно было положить все наши игрушки! Тут уж интерес к складыванию возник у всех.Дети подходили к столу, брали квадратики и пытались их сгибать. 

          И я решила - пора. Мы начали постигать грамоту оригами. Индивидуально или в группах (не более 5 человек, чтобы уделить внимание каждому) мы начали заниматься по 5-10 минут ежедневно.  

          Я считаю, что первые занятия стоит посвятить свободным действиям с бумагой, чтобы дать ребенку возможность познакомиться с ее свойствами. Бумагу лучше брать небольшого формата. Она должна легко сгибаться, но не ломаться на сгибах. 

          Сначала я отрабатывала точность движений, ведь от совпадения сторон и углов зависит внешний вид фигурки. Занятия проходили живо и эмоционально, в игровой форме. Я многократно показывала каждый прием в разных ситуациях, объясняя его словами. Малышам необходимо поощрение и поддержка, и на первых порах я даже сама намечала некоторые сгибы. Вместе с умениями у детей появилась уверенность в своих силах и желание работать дальше. Приобретенные знания закреплялись в играх на других уроках. 

          Только после этого мы приступили к изготовлению простейших игрушек. Важное место занимали игровые приемы, художественное слово, советы, вопросы. Справившиеся с заданием шли играть с игрушкой, сделанной своими руками. Сделанные малышами работы я всегда хвалила, а во второй половине дня к приходу родителей оформлялась выставка детских работ. Сложенные игрушки дети забирали с собой. 

          Совместными усилиями (я в детском саду, а родители дома) мы сумели помочь нашим малышам войти в чудесный мир оригами. Дети стали более внимательны, усидчивы, занимаются с интересом, сами пытаются что-то изобрести, придумать. Этого было очень нелегко достичь, но это получилось!

Юлия Генко, педагог из Шадринска Возврат к оглавлению