Оригами № 3 (3) 1996

Культура Японии

Мир  японского  дома

          Однажды летним воскресным утром я листала книги и журналы и искала интересные модели для украшений к  японскому  празднику Танабата,  но  ничего  подходящего  не попадалось,  и тогда я подумала: "Не сходить ли мне в гости? Не попросить ли помощи у друзей".  Что  ж,  решено,  кто  ходит  в гости по утрам - тот поступает мудро. Итак, я иду в гости к моим японским друзьям и приглашаю вас составить мне компанию, а заодно расскажу вам об устройстве традиционного японского дома. 

          Современные кварталы   японских   городов  почти  ничем  не отличаются от таких же кварталов городов Европы  или  Америки, но   традиционным   японским   жилищем продолжает  оставаться деревянный дом с массивной крышей,  далеко выходящей за  стены дома.  Такое  устройство  крыши  защищает дом от палящих лучей солнца летом,  от потоков дождя осенью,  а зимой, когда солнце стоит  невысоко,  не  препятствует  его лучам проникать вглубь дома. Конструкция японского дома - каркасная, как правило, без фундамента.  Столбы каркаса  ставятся  на  плоские  камни.  В результате получается,  что дом приподнят над землей на  60-70 см,  что  предохраняет его от небольших толчков землетрясений, которые,  как вы знаете,  в Японии очень  часты.  Кроме  того, приподнятость  дома  над землей способствует его проветриванию снизу,  а это совершенно необходимо при  повышенной  влажности воздуха. 

          Стены японского дома - раздвижные, съемные. Только торцовые стены,  как правило обращенные к улице,  делаются постоянными. Внешние раздвижные стены называются АМАДО,  они  делаются  из деревянных  пластинок  и в жаркое время года снимаются совсем. 
Веранду  от  жилых  комнат  отделяют   опять   же   раздвижные перегородки. Они имеют решетчатую рамную конструкцию и оклеены с одной стороны  матовой  бумагой, пропускающей  свет.  Такие решеткообразные    стены    называются    СЁДЗИ,   они   легко раздвигаются, пропуская в дом прохладу, или снимаются совсем. 

          Традиция применять  для сёдзи бумагу вместо стекла родилась в глубокой древности и сохраняется в наши дни,  и в  этом  нет ничего удивительного,  во-первых потому,  что японцы стараются следовать традициям буквально во всем,  а  во-вторых,  потому, что  для архитектуры  и  убранства  японского дома характерны экономия и простота. 

          Внутреннее пространство  дома  делится на комнаты с помощью раздвижных перегородок ФУСУМА.  Основа фусума - это деревянная рама. В отличие от сёдзи рама фусума оклеивается с двух сторон непрозрачной  плотной   бумагой.   Часто   фусума украшаются рисунками. Это могут быть цветы, птицы, пейзажи с изображением гор  и водопадов.  Когда  убираются   фусума,   то   меняется количество  комнат в доме,  что очень удобно в случае,  если в дом пришли  гости.  Ну,  а  теперь  давайте  войдем  в  дом  и посмотрим,  как он устроен внутри.  Хочу предупредить вас, что при входе в японский дом нужно снять уличную обувь и  оставить ее  за  порогом.  Если  вам предложат сменную обувь, то в ней можно будет ходить  только  по  веранде,  по  кухне  и  другим подсобным помещениям,  где пол не покрыт ТАТАМИ - специальными циновками.  Когда же вы заходите в жилые помещения,  то должны снять и сменную обувь, а на татами ступить только в носках. 

          Основной материал,  из которого изготавливают татами -  это рисовая  солома,  обшитая сверху  зеленоватой гладкой соломой травы игуса. Края татами обшиваются полоской темной ткани, как правило  коричневого  цвета.  Размер  татами  строго определен (около двух метров в длину и одного метра в ширину)  и  служит единицей  для  измерения площади жилого помещения.  Считается, что  слово  "татами"  образовано   от   глагола   "татаму"   - "складывать",  "сгибать"  -  и  первоначально  означало тонкую циновку из соломы,  которая легко  складывалась  и  убиралась. Татами   плотно   прилегают   друг  к  другу,  их  поверхность поддерживается  постоянно  в  идеальной  чистоте  и   это   не случайно,  так  как  именно пол является той поверхностью,  на которой проходит жизнь в японском доме. 

          На полу  сидят,  спят.  Мебели  в  японском доме почти нет, необходимую утварь вносят лишь по  мере  надобности,  а  затем снова  убирают в хранилище.  В традиционном японском доме спят на полу, постелив матрац, укрываются почти квадратными ватными одеялами ФУТОН, а под голову подкладывают маленькую подушечку. На день постельные принадлежности убираются в  стенные  шкафы, задвигаемые   фусума,  причем  форма складывания  традиционно сохраняется в виде буквы Z. Сидят японцы либо прямо на татами, либо  на  плоских  ватных  или  соломенных  подушках ДЗАБУТОН, обедают за низкими столиками. Давайте присядем на предложенные нам подушки и оглядимся по сторонам. 

          Нас окружают   светлые   бумажные    стены,    расчлененные деревянными конструкциями    теплого   золотистого   цвета, зеленовато-желтовато-золотистые татами, окантованные  темными полосками.  Во всем чувствуется гармония и спокойствие,  а наш взгляд привлекает композиция из цветов  и  старинная  гравюра, которые  находятся  в специальной  нише.  Эта ниша называется ТОКОНОМА  и  является  эстетическим  центром дома.  Во  время праздников   в   токонома   устанавливают  соответствующие  им украшения и атрибуты.  Место  на  полу  у  токонома  считается наиболее почетным.  Жарко...  Хозяин дома раздвигает фусума, и мы, не сходя со своего места, оказываемся в саду. 

          Сад является  неотъемлемой  частью  традиционного японского дома.  Интерьер  дома образует  единое  целое  с   окружающей природой,  и  мы  с удовольствием можем любоваться живописны и деревьями и цветущими кустами, отражающимися в спокойной глади пруда,  и  наслаждаться мерным журчанием водопада,  ласкающего своими жемчужными струями суровую скалу.  И совсем  не  важно, что и деревья, и пруд, и водопад, и скала совсем крошечные, но они настоящие.  Отдыхайте,  наслаждайтесь, созерцайте и вскоре вы  почувствуете,  что  мысли  ваши далеки от обыденной суеты. 

          Подумайте о Вечном и преходящем... 

                                              Татьяна ХлямоваВозврат к оглавлению