Оригами № 3 (3) 1996

Оригами для педагогов 

Складывание и логопедия

          Занимаясь оригами  с  детьми   дошкольного   возраста,   я заметила возможность применения  складывания  для  коррекции речевых нарушений у детей.  Хорошо известно,  что формирование правильной речи  тесно связано с дыханием.  Надо учить ребенка координировать воздушную струю,  правильно пользоваться  силой голоса, управлять   интенсивностью  выдоха.  Необходимо  также развивать подвижность   органов   артикуляционного    аппарата (вытянуть губы   вперед   трубочкой,   растянуть в   широкую улыбку...). Речь  образуется  во  время  выдоха.   Специальные дыхательные упражнения    развивают    фонетическое   дыхание, особенно удлиненный, сильный выдох. 

          Однако, ребятам     не    всегда    нравятся    специальные логопедические занятия.  И вот  тут   "палочкой-выручалочкой" могут стать оригамские игрушки. Координировать воздушную струю помогут простые легкие фигурки.  Их можно подвесить на ниточку и слегка на них дуть,  растягивая рот и сжимая губы. Управлять силой выдоха можно учиться при изготовлении  надувных  игрушек. Некоторые примеры  таких  моделей  были опубликованы во втором номере журнала,  отдельные надувные  работы  есть  в учебнике "Уроки оригами  в  школе  и дома".  Возможны и другие приемы - "проговаривание" действий во время складывания,  "озвучивание" получившихся персонажей - кукол, птиц  и животных... 

          В целом применение оригами на логопедических уроках  делает их более веселыми и жизнерадостными. 

                          Валентина Сергеевна Цуканова, СПбВозврат к оглавлению