Оригами № 3 (3) 1996

Портрет оригамиста

Поль Джексон  

Фото Джексона          Это имя  уже  известно  некоторым  отечественным  любителям оригами по отдельным моделям,  опубликованным  в России. Между тем  Поля Джексона не назовешь классическим оригамистом.  Он - профессиональный дизайнер, интересы которого гораздо шире, чем складывание фигурок  животных  и  птиц  из  бумаги. 

          В 1981 году он окончил Школу Изящных  Искусств  в  Лондоне. Тогда  примерно и сложился круг его профессиональных интересов -  изучение  форм,  появляющихся  в результате  трансформаций плоскостей.  Фигурки  оригами  для  Поля - лишь одна из многих существующих областей,  открытых для творчества. Он занимается и   другими  техниками работы  с  бумагой.           Например,  делает абстрактные формы,  полученные с помощью метода сжатия бумаги, занимается  бумажной скульптурой,  где применяется разрезание. Несколько лет назад вышла его  книга  "Энциклопедия  работы  с бумагой",  которая  оказалась настолько удачной и интересной, что  ее  уже  перевели  на  несколько  европейских  языков (к сожалению, пока нет перевода на русский). 

           Подчас абстрактные    модели   Поля   ставят   приверженцев классического оригами  в тупик.  Люди,  привыкшие  складывать только конкретные   модели,   не   всегда  сразу воспринимают красоту, отвлеченную от реальных предметов.  Между тем  лекции Поля среди     студентов-дизайнеров    различных    прикладных артистических учебных заведений Европы  пользуются  неизменным успехом. 

          Поль не только демонстрирует  свои  работы,  но  и  уделяет много внимания популяризации изделий других авторов. Например, под эгидой  BOS  (Британского Общества Оригами) им был выпущен буклет,  посвященный  изобретениям  оригамиста   Филиппа Шена (Гонконг);  в  своих  книгах  Поль нередко представляет  новых самобытных авторов. 

         Мы спросили  Поля,  который  давно дружит с российскими оригамистами, почему на заре своей профессиональной деятельности его привлекло именно складывание,  и получили очень любопытный ответ: 

             "Когда мне  было  лет  пять,  моя мать работала уборщицей в доме богатого врача.  Это был большой дом, и три раза в неделю она мыла в нем полы и вытирала пыль. Мне частенько приходилось ходить на работу вместе с ней,  поскольку я  был  еще  слишком мал,  чтобы надолго  оставаться  дома  в  одиночестве. Около полудня нам наливали кофе  с  молоком  и угощали  шоколадными бисквитами.  В те времена наша семья была достаточно бедной, и все  в  том  доме  -  пирожные,  кофе,   красивая   мебель   - воспринималось как неимоверное богатство, роскошь. 

Работа Джексона

          В доме была огромная ванная комната.  Ее пол  был  застелен ковром, а окно представляло собой витраж круглой формы. Утром, когда  лучи солнца струились через цветные стекла,  эта ванная представляла собой фантастически прекрасное зрелище.  Так,  по крайне  мере,  мне  тогда  казалось.  Я сидел на ковре,  рядом стояла чашка с дымящимся вкусным сладким кофе,  я  смотрел  на пятна  цвета на полу,  и для того,  чтобы как-то занять себя и свои руки,  я складывал квадратики туалетной бумаги.  Это были именно  специальные  квадратики,  а не кусочки,  оторванные от рулона.  Я  складывал  их  пополам,  потом  еще пополам...  и однажды,   совершенно  случайно,  в  руках  у  меня  оказалась маленькая лодочка.  Насколько помню, это была первая сложенная мной фигурка. 
          Кто знает,  быть  может  это  сильное детское впечатление и повлияло на выбор этой профессии... 
          Что же оригами значит для меня сейчас? Многие вещи. Это моя профессия, работа, которой я живу. Таким образом я зарабатываю себе на жизнь.  Это интересная работа, которая мне нравится. Я могу учить,  давать уроки как взрослым студентам, так и детям, участвовать в выставках.  Иногда меня просят прочесть лекции в другой стране,  например, в Германии или Франции. Я пишу книги и контактирую с большим количеством людей. 
          Таким образом, оригами для меня - это не просто складывание моделей. Это своеобразное широко раскрытое окошко, из которого я смотрю на окружающий меня мир. Я  бы  сказал  даже,  что  я занимаюсь не  столь  оригами (то есть изготовлением фигурок из бумаги),   сколь   Складыванием,    которое    гораздо    шире классического оригами. Складывание  -  это  манипулирование с самыми различными материалами с целью создания новых форм".

Работа Джексона          Остается добавить,  что  Поль  в  настоящее  время  живет в Лондоне,  нечасто выбирается в центр города и много работает в своей  студии  (которая  одновременно является его квартирой). Студия  завалена  бумагой  самых  разных  сортов,  размеров  и оттенков. Буквально до потолка громоздятся коробки с моделями и фигурками, присланными и полученными из  различных  уголков света. На стенах в рамках висят плоские коллажи из бумаги... В общем,  это  не   обычная   скромная   квартирка   английского джентльмена, а волшебная пещера бумажного кудесника.Возврат к оглавлению