Оригами № 2 (6) 1997

Наша гостиная 

Юрис Лесник или оригами в четырехмерном пространстве  

Фото Юриса Лесника          Занимаясь оригами, мы берем плоский лист и сворачиваем из него объемную, трехмерную фигуру. То есть превращаем двумерный объект (толщиной листа можно пренебречь) в трехмерный. Можно ли пойти дальше - то есть взять трехмерную заготовку (например, кубик) и превратить ее в нечто четырехмерное?

          Ерунда! - скажет искушенный читатель. Четвертого измерения не бывает! - Наш мир трехмерен! Конечно, это так. Но это ведь с какой стороны посмотреть.

          Недавно мы познакомились с удивительным мастером, способным совершать подобные фокусы - Юрисом Лесником. Юрис родился 26 июня 1957 года в Риге. Окончил там художественную школу, затем учился на факультете дизайна в Академии художеств. С 1982 года Юрис перебрался в Ленинград, занимался живописью в составе группы Товарищества Экспериментального Искусства (ТЭИ).

          Главным же его увлечением стало все же не рисование, а скульптура. Юрис пытался найти в этой области творчества свой путь. Он бросил вызов самому Родену, который говорил, что для извлечения скульптуры из глыбы мрамора надо всего лишь отсечь все лишнее. Юрис не хотел ничего отсекать! Ему казалось, что в воздушном шарике, или в бумажном пакете, например, уже кроются всевозможные объемные формы (как в квадратике бумаги фигурки оригами - добавим мы). Надо только научиться их извлекать.

          Поиски наиболее подходящего материала для подобных экспериментов привели Юриса в конце восмидесятых годов сначала к пенистой резине, а потом и к поролону - материалу пластичному, гибкому, и в то же время прекрасно сохраняющему заданную форму. С помощью нескольких надрезов, ловко сделанных острым скальпелем на поверхности, а затем и внутри поролонового кубика, Юрис как бы извлекает из небытия определенную форму, прячущуюся в кубе.

          Как правило, ничего лишнего при этом не отсекается! Чтобы ее продемонстрировать, необходимо как бы вывернуть такой кубик наизнанку (чем не перевод трехмерного объекта в четырехмерное состояние?). И тогда вместо шести плоскостей и двенадцати граней кубика у вас в руках оказывается Мышь или Собачка, а то и ползущий Жук-рогач.

Фото куба Лесника          Даже на людей, много видавших в жизни всякого, подобные превращения кубиков-"выворотней" производят сильнейшее впечатление. По сути Юрис придумал совершенно новую, доселе не существовавшую область творчества, что в конце двадцатого века бывает чрезвычайно редко. Не случайно патентные службы США выдали ему в 1994 году соответствующий документ, фиксирующий его авторство на подобные трансформации.

          Юрис выступает с лекциями о своем методе создания форм, рассказывая о синтезе математики, топологии и искусства. Он уже успел побывать с ними в Швейцарии, Франции, Германии, Италии, Финляндии и Голландии. Жаль только, что в пределах своей собственной страны о нем знают пока лишь немногие. Журнал Фото паука Лесника"Оригами" хочет помочь вам познакомится с удивительными изделиями Юриса, производящими на детей и взрослых неизгладимое впечатление. Если вы хотите получить несколько таких кубиков по почте, пришлите заявку по адресу: 193318, С.-Петербург, а/я 377, "Книга по оригами-почтой" или E-mail: sergei@origami.nit.spb.su. Возврат к оглавлению