Оригами № 3 (7) 1997

Оригами для педагогов  

Мокрое складывание  

          Работая над некоторыми сложными моделями животных, порой убеждаешься, что фигурки получаются слишком "геометричными", состоящими из плоскостей и острых гребней. Им явно не хватает природной мягкости и плавности линий. К тому же бумага подчас не выдерживает напряжений, возникающих при складывании, рвется.

          Выполнять мелкие складки, сгибая сразу несколько слоев бумаги, трудно. Выходом из возникающих затруднений может служить так называемое "мокрое складывание", с успехом применяемое такими мировыми мастерами оригами как Акира Йошизава (Япония), Альфредо Джунта (Италия), Майкл Ля Фосс (США). Их оригами живут, дышат жизнью, они полны грации, каждое запечатленное в них движение естественно, а сами изделия являются настоящими произведениями искусства. На первый взгляд техника очень проста - при складывании модели бумагу следует немного смачивать. Однако часто первые самостоятельные попытки применить "мокрый метод" приводят новичков к плачевным результатам.

          Для того, чтобы уверенно его освоить и добиться отличных результатов, необходимо следовать следующим простым правилам:

  • Выберите модель, которая позволяет оптимально работать в технике мокрого складывания (например, одну из работ Ника Робинсона, приведенных в этом номере журнала);
  • научитесь ее четко и без проблем складывать из обычной бумаги;
  • найдите для работы подходящую достаточно плотную бумагу - нечто среднее между обычной белой бумагой и картоном (требования к материалу для работы очень важны!);
  • обзаведитесь мелкопористой поролоновой губкой. Во время работы она должна быть чуть влажной. Чтобы губка не подсыхала, храните ее в полиэтиленовом пакете;
  • начинайте работать с сухим квадратом бумаги. В месте, где требуется сделать "мягкую" складку или согнуть сразу много слоев бумаги, сначала чуть-чуть смочите бумагу губкой. Бумага не должна быть мокрой, а лишь чуть влажной;
  • не спешите. Если "мокрые" складки нужно сделать в нескольких местах, обработайте сначала только одно место, дайте бумаге немного подсохнуть и лишь потом двигайтесь дальше;
  • при подсушивании во время работы и на заключительной стадии фигурку можно закреплять с помощью булавок на подходящей подставке - так модель лучше сохранит свою форму и не расползется;
  • правильно сложенная в технике мокрого складывания модель после подсушивания должна самостоятельно держать объемную форму, которую вы старались ей придать.

          Помните, что работа в технике мокрого складывания требует гораздо большего времени и терпения, чем обычное оригами, зато дает более выразительные результаты!

          Потренироваться складывать оригами подобным образом помогут вам три модели Ника Робинсона - Жаба, Голова Слона и Кальмар. Возврат к оглавлению