Курдский вопрос - история и современность
Камаль Буркай
Число курдов, проживающих во всех частях Курдистана, составляет 35 миллионов человек, что делает их четвертой по величине нацией на Ближнем Востоке, после арабов, турок и персов. Площадь Курдистана составляет 500 тысяч квадратных километров, что равно территории Франции. Таким образом курдская проблема - это не проблема национального меньшинства, а вопрос разделенной страны и нации, которая имеет право на самоопределение, как и другие народы мира.

Самая большая часть Курдистана находится в границах Турции, далее по убыванию следуют Иранский, Иракский и Сирийский Курдистан, 80-90% в которых составляют курды. Количество курдов в Турции составляет от 18 до 20 миллионов, в Иране 8 - 10 миллионов, в Ираке около 5 миллионов и в Сирии 1.5 миллионов человек. Около трети эмигрантов в европейские страны из Турции - курды. Прибавив к этой цифре население других частей Курдистана, бежавших в Европу по политическим или экономическим причинам, получим, что общее число курдов в Европе составляет приблизительно миллион человек. Некоторое количество курдов проживают также в Северной Америке и Австралии. Примерно 300 тысяч курдов проживают в республиках бывшего СССР.

В течение последних нескольких лет курдский вопрос стал актуальным для всего мирового сообщества. Длительное время он был проблемой лишь для стран региона, что усугубляло внутренние противоречия и стало причиной социально-экономического кризиса. Чтобы разобраться в реалиях курдского вопроса, необходим глубокий анализ исторических и географических условий.

Язык, религия и история

Курды, наряду с арабами, персами и армянами являются одним из древнейших народов Ближнего Востока. Территория, на которой они проживают, называется Курдистаном. Курды имеют собственный язык, принадлежащий к индо-европейской языковой семье. Вместе с персидским, афганским и белуджи, курдский является одним из группы иранских языков, никак не связан ни с арабским, ни с турецким языками. Первые из известных литературных памятников на курдском языке датируются десятым веком. Язык курдов - яркий и богатый, сумевший сохранить свою самобытность, несмотря на запрещение и притеснения. Имеются сотни произведений курдских писателей и поэтов, написано ряд исследований курдских ученых, составлено много словарей и книг по курдской грамматике. Курдский фольклор также имеет богатые традиции.

Различают несколько диалектов курдского языка. Наиболее распространенный из них - диалект курманджи. На нем разговаривают около 90% курдов в Турции, в северных областях Ирана и Ирака, граничащих с Турцией, а также сирийские курды, то есть около 60% всех курдов. На диалекте сорани разговаривают около 25% курдов, проживающих в центральных и южных областях Иранского и Иракского Курдистана. Зазаки - третий диалект, на котором разговаривают в некоторых районах Турецкого Курдистана, в юго-восточных частях Курдистана используется диалект горани и некоторые другие.

Большинство курдов - около 75% - мусульмане-сунниты, около 15% - мусульмане-алевиты. Они компактно проживают в северных и западных районах Турецкого Курдистана и в иранской области Хорасан. В Иране и Ираке существуют такие религиозные группы, как шииты, фейли и ахлихаки, тесно связанные с алевитами. В различных частях Курдистана, особенно на пересечении границ Турции, Ирана и Ирака, а также в Армении встречаются курды-езиды. В древние времена эта религия, чьи корни уходят к еще более древнему зараостризму, была господствующей среди курдов. Наконец, в центральных областях Курдистана имеются мелкие группы христиан.

Начиная с ранних периодов, курды играли большую роль в истории ближневосточного региона. Подтверждения этому можно найти в греческих, римских, арабских и армянских источниках. Согласно ним, курды стояли у основ формирования арабской государственности в течение исламского периода в X- XIII вв. В частности, султан Салахаддин основал сильное государство Аюбидов, включавшее в себя территорию Египта, Сирии и Курдистана, которое сыграло большую роль в истории. Турки-сельджуки переместились в Анатолию через Иран и основали султанат, ставший впоследствии Османской империей. В течение многих веков Курдистан был ареной противостояния и столкновений между Османской и Персидской империями. Некоторое время курдам удавалось сохранять автономию, но в1638 году в Касри Ширине был подписан договор, по которому Курдистан впервые был разделен. С этого момента вплоть до середины XIX столетия эти империи использовали курдов в качестве орудия борьбы за свои интересы. Только к середине XIX века борьба курдов против разделивших их империй обрела национальную окраску. Такие предводители курдского народа как Бодрхан и Язбншер, а также религиозные деятели типа Шейха Убейдуллаха, боролись за единство и независимость Курдистана, но были побеждены в неравной борьбе.

После первой мировой войны Османская империя прекратила свое существование, а на ее территории возникли новые государства. Согласно Севрскому договору, подписанному 10 августа 1920 года, должно было возникнуть и государство Курдистан. Но этот пункт договора так и не был реализован. 24 июля 1923 года в Лозанне был подписан новый договор, в соответствии с которым от Курдистана отошла часть, входившая ранее в состав Османской империи. Часть курдских территорий оказались под мандатом Великобритании и Франции, где позднее возникли Ирак и Сирия. Большая же часть осталась внутри государственных границ Турецкой республики, возникшей на обломках империи.

Ни Османская империя, ни Персия, разделявшие Курдистан, никогда не отрицали факта существования курдов на их территориях. Первоначально Турция также определяла свою территорию как "национальное объединение, включающее области, населенные турецким и курдским большинством". Около 70 курдов предоставляли свой народ в первом парламенте, официально они именовались "члены парламента Курдистана". Турецкий представитель в Лозанне Исмет-паша заявил: "Курды и турки - существенные составляющие республики. Курды - не меньшинство, а нация; правительство в Анкаре - это правительство турков в той же мере, как и курдов". Однако после подписания Лозанского договора политика Анкары быстро изменилась. Структуры нового государства были полностью подчинены интересам турок. О существовании курдов забыли. Запрещался курдский язык, культура, даже сами понятия "курд" и "Курдистан". Кемалисты начали наступление на другие национальности с Анатолии, которая со своей поликультурной структурой являлась мозаикой различных этнических групп. Краеугольным камнем политики кемалистов стала ассимиляция других языков и культур в турецкие, таким образом создавалась "единообразная нация". Статья 39 Лозанского договора, гласящая, что каждый гражданин Турции имеет право пользоваться родным языком во всех областях жизни, была нарушена. Курдский язык был запрещен в системе образования и средствах массовой информации. Все разговоры о притеснении курдов самым серьезным образом пресекались, несогласные с проводимой политикой жестоко наказывались.

В 1925 году курдский народ восстал против этой политики, во главе восстания стоял Шейх Саид. Оно было подавлено самым жестоким образом, десятки тысяч курдов были уничтожены или оказались в изгнании. В последующие годы восстания вспыхивали неоднократно, самыми крупными были восстания в Арарате в 1930 и в Дерсиме в 1938 году. Таким образом турецкая государственная машина начала войну против собственного народа. После 1938 года была относительно мирная пауза протяженностью в 20 лет. Но затем курды, не имевшие никаких прав, подвергавшиеся притеснениям, вынужденные жить в бедности и невежестве, осознали, что все мирные и законные средства борьбы не приносят результатов, и вновь начали вооруженную борьбу против притеснения турецкого государства. Начиная с 1979 года, Турция ввела на территорию Курдистана регулярную армию, объявив военное положение.

Подобные события происходили и в других частях Курдистана. Курды, проживающие в границах Ирака (в Южном Курдистане), также боролись с притеснением. Вначале восстание возглавил Шейх Махмуд Барзанджи (1919 - 1923гг.), затем Шейхом Ахмедом Барзани и Мустафой Барзани (1933г.). Эти, а также другие восстания также закончились поражением. Но в Ираке никогда не отрицался факт существования курдов. Кроме того, в результате восстаний курдам были предоставлены некоторые культурные права. Здесь были курдские школы, университеты, радиостанции и т.п. Таким образом, в этой части курдская культура хорошо сохранилась. Самое большое восстание в этой части Курдистана началось в 1961 году под руководством Мустафы Барзани и продолжалось до 1970 года. В 1970 году курды достигли соглашения с центральным правительством относительно культурной автономии. Однако багдадское руководство обманули курдов и игнорировали условия соглашения. По этой причине в 1975 году борьба возобновилась. С некоторыми перерывами она продолжалась до 1991 года. Война с курдами дорого обошлась Ираку. Чтобы прекратить поддержку курдов Ираном, Саддам Хусейн пошел на некоторые территориальные уступки. Затем, чтобы возвратить отданные области, иракский режим развязал кровопролитную восьмилетнюю войну, опустошившую Курдистан. Он даже применял химическое оружие против курдов. После окончания войны с Ираном, Багдад оккупировал Кувейт. Последствия этого шага хорошо известны. Саддам Хусейн потерпел поражение в войне с союзнической армией. Курды вначале бежали со своих земель, опасаясь за свою жизнь, но позднее ООН декларировал создание "Зоны безопасности" и беженцы вернулись на свои территории. В районах, именуемых ныне "северный Ирак", то есть в Южном Курдистане курды избрали парламент и создали собственное правительство. Но проблема иракских курдов сегодня далеко не решена. Страна находится под действием эмбарго со стороны ООН.

Иран проводит политику притеснения курдов подобно турецким властям. После второй мировой войны, когда территория страны была оккупирована советскими войсками на севере и британскими на юге, у курдов была возможность перевести дыхание и сгруппировать силы. В это время была образована Демократическая партия Курдистана, а затем провозглашена курдская республика Махабад. Но вскоре эта курдская республика была уничтожена правительством при поддержке Великобритании и США. Но сопротивление курдов не прекратилось. Когда шахский режим пал в 1978 году, эта часть Курдистана еще раз смогла глотнуть свободы. Однако продолжалась она недолго. Вскоре новый режим продолжил старую политику. Сопротивление, начатое в 1979 году, продолжается до сих пор.

Подводя итог, отметим, что курдский народ непрерывно противостоял притеснению и угнетению в трех главных частях Курдистана. Они боролись за сохранение своей идентичности, национальные права и свободу самим выбирать судьбу. За годы борьбы курды понесли многотысячные жертвы. Многие вынуждены были провести жизнь в изгнании. Это - яркий пример геноцида. Но, к сожалению, ни Лига Наций, ни ее преемница ООН не сделали ничего для прекращения трагедии народа, они были просто наблюдателями.


Home