Программа Патриотического союза Курдистана

За мир, демократию, права человека и самоопределение

 

(Новая редакция, принятая на втором конгрессе ПСК в феврале 2001 года).

1. Общедемократические цели

1.1. ПСК выступает за мир, демократию, свободу личности и социальную справедливость, за создание демократического общества, в котором приоритетным является соблюдение законов и общественного порядка, поддерживает право наций на самоопределение и выступает за мирное сосуществование всех народов. ПСК борется против диктатуры и войны.

1.2. ПСК выступает за неукоснительное соблюдение прав человека и всех международных решений, защищающих эти права.

1.3. ПСК выступает за осуществление права курдского народа на самоопределение.
1.4. ПСК выступает за социал-демократические основы курдского общества.

1.5. ПСК выступает за сохранение мира, основанного на принципах международного права, за поддержание добрососедских связей между странами при взаимном соблюдении интересов и сохранении принципа невмешательства во внутренние дела друг друга в Курдистане, в Ираке и на Ближнем Востоке.

1.6. ПСК выступает за выполнение всех международных и региональных соглашений, направленных на ликвидацию средств массового уничтожения.

1.7. ПСК требует компенсаций всем жертвам политики геноцида в Курдистане.
2. Политические цели

2.1. ПСК выступает за разделение основных  структур государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной, за подлинную независимость судей и равенство всех граждан перед законом.

2.2. ПСК считает верховной властью Курдистана Национальное собрание (парламент). Он должен избираться путем всеобщего тайного голосования всех имеющих право голоса граждан Иракского Курдистана, достигших 18-летнего возраста. Выборы должны проводиться каждые три года. Этнические, религиозные или языковые различия не являются препятствием для свободного волеизъявления граждан. Национальное собрание назначает премьер-министра. Совет министров также утверждается Национальным собранием. Отставка премьера также в компетенции парламента.

2.3. Органы местного управления (муниципальные органы) и мэры городов  должны избираться путем прямого тайного голосования. Обязанности и компетенция главы города и муниципалитетов определяется соответствующим  законодательством.

2.4. ПСК выступает за свободу слова и вероисповедания, политический плюрализм, предполагающий свободу создания политических партий и организаций, профессиональных и прочих союзов и объединений.

2.5. Свобода демонстраций, митингов и забастовок для всех слоев общества также гарантируется.
2.6. Национальным меньшинствам Курдистана – ассирийцам, арабам и туркменам – гарантируются демократические, национальные, социальные и культурные права, включая право на использование родного языка, сохранение национальных обычаев и традиций.
3. Решение национальных проблем

3.1. Курдистан является разделенной страной, а курды – разделенным народом.  Разделение курдов после первой мировой войны еще больше усугубило их бесправное положение, они лишены демократических и национальных прав. Жестокая политика государственного угнетения и отрицание национальной идентификации серьезно тормозят экономическое, социальное и культурное развитие курдского народа.

3.2. Чтобы противостоять национальному угнетению и насильственной ассимиляции в курдском обществе возникло демократическое движение сопротивления, борьба за достижение национальных и демократических целей. Курдское национально-освободительное  движение развивалось  и крепло на идеях патриотизма и демократии, и в итоге привело к освобождению части Курдистана.

3.3. Что является главным национальным вопросом курдского народа? Это основополагающее право каждого народа на самоопределение. Свобода курдского народа в рамках права нации на самоопределение позволит  укрепить братские отношения между всеми народами Ирака, будет способствовать развитию добрососедских отношений с народами соседних стран и сохранению мира в регионе.

3.4. Политика арабизации и этнических чисток, проводимая центральным правительством Ирака против курдов Киркука, Ханекина, Мандели, Джалаула, Бадра, Зурбатия, Доза, Дакука, Махмура, Шангара, Шехана, Замара и других областей Иракского Курдистана представляет серьезную угрозу курдской идентичности и ведет к разделению народов Ирака, что серьезно влияет на безопасность и стабильность в регионе. ПСК борется против арабизации и антигуманной политики иракского правительства.

3.5. Национальное движение в Курдистане является демократическим и законным движением населения Курдистана. Оно является главной силой в борьбе против диктатуры, за соблюдение прав человека, осуществление демократии и становления гражданского общества. Реализация этих целей является основным стремлением ПСК.
3.6. Сотрудничество с демократическими прогрессивными силами арабов и других национальных меньшинств Курдистана, особенно ассирийцев и туркмен, налаживание связей с демократическими, либеральными и социалистическими силами в мире для совместной борьбы за мир, демократию и право народов на самоопределение является еще одной важной целью ПСК.

3.7. ПСК борется за федеративное государственное устройство Ирака. Решение об этом как основы взаимоотношений между курдами и центральным правительством в рамках  единого демократического, парламентского федеративного плюралистического Ирака было единогласно принято Национальным собранием (парламентом) Курдистана 4.10 1992 г.

4. Экономические цели

ПСК выступает за создание  рыночной экономики в Курдистане, с развитой инфраструктурой и большими возможностями производства, что позволит повысить уровень экономического развития страны, создать условия для торжества социальной справедливости в обществе и гарантировать надлежащий уровень благосостояния народа. Для реализации этих планов необходимо:

4.1. Развивать сельское хозяйство и животноводства путем применения современных методов развития производства в соответствии с потребностями региона. Создавать научно-исследовательские центры для исследования и разработки специальных сельскохозяйственных проектов. Развивать современные системы орошения и создания плотин, постоянно уделять внимание развитию сельскохозяйственного производства и продуктов питания, соблюдая права и защищая интересы местного производителя.

4.2. Развивать частный и государственный сектора производства путем внедрения новых технологий и создания высокопроизводительных предприятий с использованием местного сырья, в том числе по переработке полезных ископаемых, таких как нефть и другие минералы.

4.3. Регулирование торговых отношений.

4.4. Организация и расширение банковского дела, создание современной банковской системы.

4.5. Установление справедливой системы налогообложения.

4.6. Поощрение инвестиций иностранного капитала в Курдистан посредством создания соответствующего законодательства и льготных условий для инвесторов.
4.7. Расширение связеи, транспорта и других коммуникаций как в Курдистане, так и с зарубежными странами.

4.8. Развитие туристического бизнеса как при помощи частных, так и государственных компаний.

4.9. Охрана природы, защита земель, зеленых насаждений и лесов в Курдистане.

5. Социальное и культурное развитие

ПСК выступает за:

5.1. Решение жилищной проблемы в Курдистане, разработку долгосрочной программы по оказанию помощи жертвам кампании «Анфаль», семьям погибших пешмарга и другим социально уязвимым категориям населения.

5.2. Строительство новых и реконструкция существующих поликлиник, медицинских центров, больниц и аптек во всех городах и районах.

5.3. Создание новых рабочих мест для безработного трудоспособного населения, организацию биржи труда и системы оказания помощи безработным.

5.4. Создание нового трудового законодательства, гарантирующего защиту интересов рабочих, а также их социальное и культурное развитие.

5.5. Гарантированное бесплатное обучение во всех начальных, средних и высших учебных заведениях Курдистана, обязательное начальное образование для всех мальчиков и девочек, ликвидацию безграмотности взрослого населения во всех областях Курдистана.

5.6. Введение современной прогрессивной системы воспитания в Курдистане.

5.7. Обеспечение получения хорошего образования в высших учебных заведениях, возможность получения специальных стипендий для особо успевающих студентов для продолжения образования за рубежом.

5.8. Гарантию соблюдения  прав женщин в экономической, социальной и культурной жизни общества, равноправие мужчин и женщин, означающее:

- равенство мужчин и женщин перед законом,

- обоюдная свобода выбора при создании семьи (выбор супруга) по достижении 18-летнего возраста,

запрет полигамии и многоженства в соответствии с Законами (№№59 и 62) гражданского кодекса.

- создание льготных условий труда женщинам-матерям (легкий труд, отпуск по беременности и последующему уходу за ребенком с сохранением 100 % зарплаты в течение первых шести месяцев и с 70 % зарплаты в последующие полгода),
- создание детских яслей и садов во всех городах и деревнях Курдистана.
5.9. Разработка плана облегчения создания семьи и социальной защиты молодых семей.
5.10. Запрещение детского труда и труда подростков до 15-летнего возраста.

5.11. Создание молодежных клубов по интересам для организации досуга молодежи.
5.12. Физическое воспитание подрастающего поколения и поддержка спорта.
5.13. Требование активизации деятельности научно-исследовательских и культурно-просветительских учреждений с целью сохранения богатой национальной культуры, исторических документов и памятников.

5.14. Обеспечение свободы творчества, способов и средств самовыражения деятелей культуры, литературы и искусства.

5.15. Сохранение обычаев и традиций различных народов на территории Курдистана.
6. Восстановление и развитие сельских областей

Для улучшения жизни населения сельских районов, восстановления сельского хозяйства, животноводства и изменения жизни крестьян необходимо принятие специального научного плана восстановления и развития деревень Курдистана и возвращение жителей в восстановленные деревни.

6.1. Восстановление разрушенных деревень, с согласия жителей объединение нескольких небольших деревень в крупные поселки для создания всех условий современной жизеи.

6.2. Применение научных методов хозяйствования во время посевной и уборочной кампаний, грамотное использование удобрений и пестицидов. Создание специальных учреждений для повышения квалификации фермеров.

6.3. Возделывание пашенных земель на основании последних научных разработок в этой области.

6.4. Применение научных методов для развития мясного и молочного животноводства, птицеводства, рыболовства  в Курдистане.

6.5. Охрана популяций диких животных и птиц, а также зеленых насаждений в рамках глобальной кампании по защите окружающей среды.

6.6. Ускорение процесса ликвидации противопехотных мин в Курдистане.
7. Семьи погибших и инвалидов

7.1. Первоочередное обеспечение нормальных условий жизни для семей погибших – пенсии, жилье, льготы.

7.2. Оказание помощи, в том числе материальной, детям погибших и инвалидов в учреждениях дошкольного воспитания и общеобразовательных школах.

7.3. Уважительное отношение к памяти погибших, создание памятников и монументов в парках, скверах, с указанием имен героев.

7.4.Преимущественное обеспечение членов семей погибших работой в соответствии с их возможностями.

7.5. Обеспечить нормальную жизнь для инвалидов освободительной борьбы.
8. Жертвы кампании «Анфаль»

(Кампания «Анфаль», названная по заглавию восьмой суры Корана, в переводе означающая «Военные трофеи», в 1988 –89 гг. проводилась иракским режимом против населения Курдистана. В ходе ее проведения было разрушено более 4 тысяч деревень, судьба их жителей (более 180 тысяч человек) до сих пор неизвестна. В этот период против мирного курдского населения  города Халабджи 16 марта 1988 г. было использовано химическое оружие).

Кампания «Анфаль», проводимая иракским правительством в 80-е годы, преследовала цель  уничтожения национальной идентичности иракских курдов. Эта политика имела трагические последствия для курдского общества. Исходя из этого, ПСК выступает за:

8.1. Выяснение судьбы курдов, пропавших без вести в ходе кампании «Анфаль».
8.2. Первоочередное решение экономических и социальных проблем оставшихся в живых жертв кампании «Анфаль» и их семей. Эту задачу ПСК считает приоритетной.

 


Историческая справка

Патриотический союз Курдистана был образован в июне 1975 года, по прошествии около двух месяцев после поражения курдского восстания 1974 – 1975 г. - в Ираке. ПСК возник в то время, когда курдское национальное движение в Ираке находилось в глубочайшем кризисе. Главной целью партии было формирование нового движения сопротивления против иракского режима  и создания курдского общества со всеми современными демократическими структурами.

ПСК развивался и креп, пока не превратился в одну из мощнейших сил курдского и общеиракского оппозиционного движения, получившей международное признание.

Джаляль Талабани, бывший студенческий лидер, адвокат, журналист и общественный деятель, является бессменным лидером партии с момента ее основания. С конца 70-х годов Талабани возглавил курдское сопротивление. От имени ПСК и Фронта Иракского Курдистана он выступал за политическое и демократическое решение курдской проблемы в Ираке.

 

Структура ПСК

ПСК является современной организованной политической партией. Решения по различным вопросам первоначально обсуждаются в Руководящем комитете, состоящем из 35 членов. Руководящий комитет избирает Генерального секретаря и 11 членов Политбюро, которые отвечают за организацию текущей работы и выработку перспективных планов Руководящего комитета.

ПСК возник как организация, объединившая в себе различные политические направления и течения курдского национального движения в Ираке. В 1992 году несколько партий социал-демократической ориентации вступили в ПСК. В феврале 2001 года состоялся второй конгресс ПСК.

Сейчас ПСК имеет хорошие отношения со всеми партиями иракских курдов. Членами партии являются представителями различных социальных слоев курдского общества. По результатам статистики на октябрь 2000 года ПСК насчитывает около 230 тысяч членов.

В 1992 году ПСК принял активное участие в выборах в Национальное собрание. За список ПСК проголосовали 423682 из 956469 избирателей.

 

Организационная структура ПСК

Организационное Бюро – осуществляет организационное и политическое  руководство всеми первичными партийными организациями в свете последних решений ПСК. Оно организует семинары, конференции и другие мероприятия, способствующие повышению уровня политической грамотности своих членов, подготовку кадров для административной работы в партии или Региональном правительстве.

Бюро общего управления и финансов – управляет партийной кассой, финансирует различные партийные мероприятия и проекты.

Бюро по национальным связям – координирует связи ПСК с другими курдскими и иракскими партиями и организациями.

Бюро информации – руководит и направляет действия партийными СМИ, важнейшими из которых являются телевизионный канал ПСК, ведущий  передачи из Сулеймании, радиостанция «Голос народа Курдистана», вещающее на курдском и арабском языках, прием которого возможен в ближневосточном регионе и странах Европы, ежедневную газету на курдском языке «Курдистан нуе» и еженедельную газету на арабском языке «Аль-Иттихад», которая одновременно издается в Курдистане и в Лондоне.

Бюро по связям с демократическими организациями   координирует совместные действия с различными организациями, например, с Союзом женщин Курдистана, Союзом писателей, Союзом студентов, Молодежным союзом Курдистана и пр.

Бюро по правам человека – анализирует ситуацию с правами человека в Иракском Курдистане и отвечает за сотрудничество с другими правозащитными организациями в регионе и в мире.

Бюро по социальным вопросам – претворяет в жизнь лозунг ПСК о равенстве и социальной защите всех слоев общества в рамках сущестствующего законодательства.

Бюро по международным связям -  работа этого бюро осуществляется под руководством члена Политбюро ПСК и двумя членами Руководящего комитета под надзором лично Генерального секретаря. Представители ПСК за границей являются членами этого Бюро. Бюро по международным связям координирует действия представителей партии за рубежом и информирует руководство ПСК о связях с зарубежными правительствами, партиями и организациями. Бюро дает указания и директивы для представителей ПСК за границей. Основная задача зарубежных представителей партии – установление контактов и налаживание связей с правительствами, партиями и организациями зарубежных стран, разъяснение позиции ПСК и отстаивание его интересов. Они являются официальными представителями ПСК и проводниками его идей в зарубежных странах.

 

                                                                                    

Home