из книги

ПРАВОСЛАВИЕ ДЛЯ  ВСЕХ

составитель иеромонах Харитон

Кострома 2000

156010, г. Кострома, ул. Самоковская 10-407. (0942) 53-84-53 (опт. поставки)

В книге кратко рассказывается об основных положениях православной веры, церковных праздниках, традициях и обычаях.

Особое внимание уделяется практической стороне жизни верующего человека, поэтому книга может стать особенно полезной для людей, начинающих свой церковный путь

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. Церковь Христова едина. =>> История Русской Православной Церкви началась в 988 году...=>> Система духовного образования включает в себя....=>>

ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ. Каждый день календарного года посвящается церковью воспоминанию того или иного священного события, празднованию памяти святых или прославленных чудотворных икон Пресвятой Богородицы. Самый главный день церковного года — день Светлаго Воскресения Христова, Пасхи Господней. .=>>

КОМУ ИЗ СВЯТЫХ И О ЧЕМ МОЛИТЬСЯ. Многовековой опыт народной православной жизни показывает, что в некоторых молитвенных прошениях обращение к определенным почитаемым иконам Божией Матери или святым угодникам Божиим может принести особую пользу...=>>

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ПРАВИЛАХ ПОВЕДЕНИЯ В ХРАМЕ =>>

ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ ПРИ СОВЕРШЕНИИ КРЕСТНОГО ЗНАМЕНИЯ =>>

СВЕЧИ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ Чистый воск означает чистоту и нескверность людей, его приносящих; мягкость и податливость воска показывает нашу готовность к послушанию Богу, а горение свечи — символизирует обожение человека, его превращение и очищение огнем Божественной любви.

ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ. Крещение — Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую.Таким образом, человек, принявший Таинство Крещения, становится членом Церкви; Крещение — начало его новой, христианской жизни... НЕКОТОРЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ =>>

ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПРИХОДЯЩЕМУ НА ИСПОВЕДЬ =>>

ЧТО НЕОБХОДИМО ДЛЯ ВЕНЧАНИЯ Приступающие к таинству брака жених и невеста должны быть крещеными православными людьми. Церковь не вполне одобрительно смотрит на второй брак, допуская его лишь по снисхождению к немощам человеческим. =>>

 

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. Церковь Христова едина. Это означает, что она — одно духовное тело, которое не может разделиться. Однако на протяжении двух тысячелетий истории Церкви от нее неоднократно отделялись сообщества, несогласные с церковным учением веры или устройством (как, например, католики в 1054 году). Несмотря на это, истинная Церковь — одна и пребудет “до скончания века” (Мф. 28, 20), до Второго пришествия Христова..

Мы именуем Церковь Православной, потому что только она содержит истинное, неискаженное учение веры и благочестия, “право славящее” Бога.

Единству Церкви совсем не противоречит наличие и существование ее отдельных, исторических и географически обособленных частей — Поместных Церквей. Таких Церквей 15. Все они равноправны, самостоятельны в своем внутреннем устройстве и именуются также автокефальными.

 

История Русской Православной Церкви началась в 988 году с Крещением Руси святым равноапостольным великим князем Владимиром. Вначале Русская Церковь была митрополией (составной частью) Константинопольской Церкви, но с 1448 года обрела самостоятельность. В 1589 году Предстоятель Русской Церкви ( до этого — митрополит) получил Патриаршее достоинство. Во времена императора Петра I патриаршество было упразднено, и с 1721 года Церковью управлял коллегиальный орган — Святейший Синод. Однако в 1917 году главой Русской Православной Церкви вновь стал избранный Поместным Собором Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси....<=

Патриархи Русской Православной Церкви:

Святитель Иов (1589 — 1612)

Священномученик Ермоген (1606 — 1612)

Филарет (1619 — 1633)

Иоасаф I(1634 — 1641)

Иосиф (1642 — 1652)

Никон (1652 — 1658)

Иоасаф II (1667 — 1672)

Питирим (1672 — 1673)

Иоаким (1674 — 1690)

Адриан (1690 — 1700)

Святитель Тихон (1917 — 1925)

Сергий (1943 — 1944)

Алексий I (1945 — 1970)

Пимен (1971 — 1990)

Алексий II (с1990)

Наиболее важные вопросы жизни нашей Церкви решаются на Поместных Соборах, которые составляются из архиереев, представителей духовенства и мирян, и на Архиерейский Соборах, включающих в себя всех епископов Церкви. Постоянное руководство Церковью осуществляет Священный Синод, возглавляемый Предстоятелем Церкви — Святейшим Патриархом Московским и всея Руси.

Церковь состоит из епархий — отдельных церковных областей (как правило, совпадающих с единицами административно-территориального деления страны), управляемых епископами. В свою очередь, епархии состоят из приходов — отдельных религиозных организаций, представляющих собой общины прихожан того или иного храма. В состав Русской Православной Церкви входят Украинская Православная Церковь, имеющая самостоятельное управление, и автономная Японская Православная Церковь....<=

Система духовного образования включает в себя Духовные Академии, Духовные семинарии и Духовные училища, а также богословские институты, православные факультеты в светских высших учебных заведениях и др....<=

ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ

Каждый день календарного года посвящается церковью воспоминанию того или иного священного события, празднованию памяти святых или прославленных чудотворных икон Пресвятой Богородицы.

Самый главный день церковного года — день Светлаго Воскресения Христова, Пасхи Господней. Следующие по значимости — 12 великих двунадесятых праздников ( само название — двунадесятые — указывает на их число). Затем по значению мы выделяем 5 великих праздников. Есть и другие праздничные дни, отмечаемые совершением торжественных богослужений. Особо мы выделяем воскресные дни, которые также посвящаются воспоминанию события Воскресения Господа и иногда именуются “малой Пасхой”.

Двунадесятые праздники разделяются на непереходящие и переходящие. Даты непереходящих праздников каждый год не изменяются (к примеру, Рождество Христово всегда празднуется 7 января); даты переходящих праздников каждый год зависят от времени празднования Пасхи, которое определяется в зависимости от фаз Луны ( при этом Пасха обязательно должна приходиться на воскресный день). Переходящих двунадесятых праздников три: Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне и День Святой Троицы.

Ниже мы расскажем о времени празднования и значении двунадесятых и великих праздников. Даты праздников приводятся по так называемому новому стилю — то есть по общепринятому гражданскому календарю.

Применяемый Православной Церковью юлианский календарь (так называемый старый стиль) хотя и менее точно, чем гражданский (григорианский) учитывает движение Земли вокруг Солнца (сейчас разница этих календарей составляет 13 дней), однако он горазхдо лучше согласуется с лунным календарем, от которого зависит дата празднования Пасхи. Поэтому и сейчас наша Церковь пользуется юлианским календарем — в отличие, к примеру, от католиков, которые пользуются григорианским. Важно заметить, что григорианский календарь иногда нарушает одно из основных церковных правил даты празднования Пасхи — случается, что католическая Пасха приходится по времени раньше иудейской, что не допускается канонами Церкви. Поэтому Православная Церковь строго придержирвается юлианского календаря; для нас это — не архаизм, а разумное, обоснованное церковной наукой следование традициям Православия....<=

КОМУ ИЗ СВЯТЫХ И О ЧЕМ МОЛИТЬСЯ

Многовековой опыт народной православной жизни показывает, что в некоторых молитвенных прошениях обращение к определенным почитаемым иконам Божией Матери или святым угодникам Божиим может принести особую пользу. Как правило, это связано с историей прославления икон или с определенными событиямижития святого. Конечно, подобное соотношение следует понимать правильно и не доводить до слепого., более уместного для язычества суеверия, своеобразной “церковной магии”: все угодники Божии — Небесные покровители и молитвенники, тем более то же нужно сказать и о Божией Матери.

К примеру, устоявшиеся веками традиции народного благочестия заповедывают нам обращаться:

о Божией помощи в путешествии ( в частности, это относится к морякам и водителям) — к святителю Николаю Чудотворцу;

о помощи находящимся в заключении — к великомученице Анастасии Узорешительнице;

о крепости супружеских уз и, в особенности, “если возненавидит муж жену неповинно” — к святым мученикам Гурию, Самону и Авиву;

о помощи в учении — к преподобному Сергию Радонежскому;

о защите от пожара — молиться перед иконой Божией Матери “Неопалимая Купина”;

об исцелении от недуга пьянства — молиться перед иконой Божией Матери “Неупиваемая Чаша”;

о помощи в трудных родах — молиться перед Феодоровской иконой Божией Матери.

Названия некоторых чудотворных икон Божией Матери сами говорят о Том, какие молитвы и о чем пред ними лучше возносить: “В скорбех и печалех Утешение”, “Взыскание погибших”, “Всех скорбящих Радость”, “Нечаянная радость”, “Спасительница утопающих”, “Спорительница хлебов”, “Споручница грешных”, “Умягчение злых сердец”, “Утоли моя печали”...

Ниже мы приводим основанные на народной православной традиции примеры того, при каких болезнях каким святым лучше молиться и в силу чего им дарована благодать в исцелении отдельных недугов.

При любой болезни — к святому великомученику и целителю Пантелеимону.

При головной боли — к святому Пророку, Предтече и Крестителю Господню Иоанну. Благодать врачевания головных болей дарована ему за перенесение страданий при казни через отсечение головы.

При глазных болезнях — к святому мученику Лонгину сотнику. Святой Лонгин — тот самый сотник римского войска, который находился на страже у Креста Спасителя. По преданию, он был там и тогда, когда воин проткнул копьем ребра Христа. Капля крови попала на больные глаза сотника, и он исцелился. Кроме того, после своей казни за исповедание христианской веры святой Лонгин явился одной слепой женщине , прося ее найти в земле его отсеченную голову. Женщина исполнила повеление святого и прозрела.

При увечье или боли в руках — к преподобному Иоанну Дамаскину.

Преподобный Иоанн жил в Сирии в VII-VIII веках, был великим церковным песнописцем (составителем богослужебных последований). Правитель Дамаска по ложному навету велел отсечь ему руку; но после усердной молитвы преподобного Иоанна к Божией Матери отсеченная рука вновь срослась.

При зубной боли — к священномученику Антипе, епископу Пергамскому. Священномученик Антипа, упоминаемый в Откровении святого Иоанна Богослова был епископом христианской церкви в городе Пергаме. Брошенный разъяренными язычниками в раскаленного медного быка, он молил Бога даровать ему благодать лечить людей “в неутешной зубной боли”.

При болезнях желудка и грыже — к великомученику Артемию. Живший в начале IV века, святой Артемий был военачальником в Римской империи. За исповедание веры Христовой он был предан мучениям — придавлен огромным камнем, отчего у него выпали внутренности, а затем усечен мечом.

При болезнях ног — к святому праведному Симеону Верхотурскому. Праведный Симеон, несмотря на постоянное чувство изнеможения в гогах, пешком прошел из России в Сибирь; странствовал и юродствовал Христа ради в Приуралье и Западной Сибири, преставился ко Господу в 1662 году.

При бессоннице и параличе — к преподобному Александру Свирскому. Родившийся в 1448 году в крестьянской семье, преподобный Александр прславился при жизни в Карельской земле многими исцелениями, совершавшимися по его молитвам, Чудеса его связаны с исцелением расслабленных, поэтому ему молятся при бессоннице, потере аппетита и параличе.

При горячке — к святому апостолу Петру. Тещу святого апостола Петра, как повествуется в Евангелии, исцелил от горячки Сам Господь Иисус Христос.

При болезнях груди — к святителю Димитрию, митрополиту Ростовскому. Живший в XVII-XVIII векапх и бывший одним из образованнейших людей своего времени, святитель Димитрий сам страдал от грудной болезни и скончался от нее....<=

СВЕЧИ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ

Истолкователь последования Литргии блаженный Симеон Солунский (XV) век так объясняет значение свечи: чистый воск означает чистоту и нескверность людей, его приносящих; мягкость и податливость воска показывает нашу готовность к послушанию Богу, а горение свечи — символизирует обожение человека, его превращение и очищение огнем Божественной любви.

Таким образом, горящая свеча указывает на нашу причастность к Богу; она выражает пламень нашей любви к Богу, ко Пресвятой Богородице, ангелам или святым — тем, чьи священные изображения мы почитаем возжением свечи.

Нужно помнить и о том, что ставить свечу на подсвечник перед святыней надо не формально, не с холодным сердцем, а с молитвой — пусть даже самой простой , изложенной обычными словами.

Существует определенный порядок постановки свечей в храме. Вначале свечи приобретаются на свечном ящике; затем, подойдя к выбранному вами месту для порставления свечи, следует два раза перекреститься и поклониться ( обычно поясным поклоном) перед иконой, Распятием, святыми мощами — перед той святыней, которую мы почитаем возжением свечи. Затем вы зажигаете свечу от других свечей или лампады на подсвечнике, ставите ее на свободное место (для устойчивости свечи обычно перед этим в пламени другой свечи опаляют ее нижнюю часть — чтобы расплавленный воск прочнее удерживал вашу свечу в месте ее поставления). Если все места на продсвечнике заняты, можно просто положить свечку на подсвечник или рядом — церковнослужители, занимающиеся этим ( а такие есть в каждом храме), сами со временем поставят вашу свечку на освободившееся место. После этого следует еще раз перекреститься и поклониться. Если позволяет обстановка и этим вы не помешаете другим молящимся, можно приложиться к святыне — благоговейно поцеловать ее. Все это должно сопровождаться молитвенным обращением к Богу, Матери Божией или святому — кого мы почитаем возжением свечи.

Если в храме много людей и трудно пройти туда, где бы вы хотели поставить свечу, можно просто передать ее впереди стоящим и сказать, куда ее следует поставить. Нужно заметить, что среди некоторых пожилых прихожанок существует совершенно бессмысленное мнение, что передавать или принимать свечи левой рукой — “грешно”(“можно только правой”). Поэтому, приходя в храм, следует иметь это в виду, чтобы не раздражать таких людей и тем самым не испортить настроение себе и окружающим.

Обязательных правил о том, куда и сколько свечей следует ставить, нет. Покупка свечей — малая жертва Богу, добровольная и необременительная, и дорогая свеча отнюдь не “угоднее Богу”, чем маленькая (вспомним хотя бы Евангельскую притчу о жертве вдовицы — Евангелие от луки, 21 1-4). Те, кто регулярно посещают храм, обычно стараются каждый раз поставить несколько свечей: к праздничной иконе на аналое посреди церкви( в просторечии -”празднику”), к образу Спасителя или Божией Матери, на канун о упокоении усопших. Можно поставить свечку к любой иконе того святого или святыхг, кого вы особо почитаете, к кому особенно усердно обращаетесь. Безусловно желательно поставить свечу перед особо почитаемой в храме святыней.

Обычный вопрос — “где ставить свеч за здравие?” — в принципе не имеет смысла; в таком случае лучше задуматься — чего мы особенно желаем тому, о ком молимся, и в соответствии с этим выбрать ту или иную икону. Как правило, прислуживающие в церкви люди охотно откликаются на вопросы неопытных прихожан; они объясняют вам, какие иконы имеются в храме, каким угодником Божиим и о чем следует особенно помолиться. К примеру, о здравии больных очень правильно будет помолиться и поставить свечу перед иконой великомученика и целителя Пантелеимона, а о находящихся в дороге — перед образом святителя Николая Чудотворца.

Иногда приходиться видеть, что свечи продают не только в церкви, но и на улицах, в общественном транспорте, Но нужно помнить: каждая свеча, которуюмы приобретаем в храме — символ нашей жертвы на церковь и, по большому счету — Богу. Кроме того, все свечи, продаваемые в храме, перед продажей освящаются священником; о свечах, продаваемых на улице, этого сказать с уверенностью нельзя. Поэтому правильнее все же приобретать свечи в самом храме, который вы посещаете....<=

ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ ПРИ СОВЕРШЕНИИ КРЕСТНОГО ЗНАМЕНИЯ:

1. Крестное знамение совершается быстро, небрежно, неровно.

Такое совершение крестного знамения свидетельствует о том, что в душе нашей нет благоговения перед святыней, и не может не считаться грехом. Совершать крестное знамение следует без спешки, ровно, следя, чтобы крест, полагаемый нами на себе, был правильной формы.

 

2. Полагая крестное знамение, мы касаемся пальцем не живота, а груди.

В этом случае коест получается “перевернутый”, и таким образом происходит глумление над главной святыней христианства (верхняя часть вертикальной перекладины становится длиннее нижней). Такое положение крестного знамения просто недопустимо.

 

3. Не успев завершить крестного знамения, мы уже начинаем совершать поклон.

Это также выглядит неприлично, так как в этом случае крест, полагаемый нами на себе, “ломается”. Следует вначале завершить крестное знамение и лишь затем, опустив правую руку вдоль тела, совершать поклон.

Для новоначальных прихожан важно знать, в какие моменты богослужения и как часто следует совершать крестное знамение.

Ответ на этот вопрос — если давать его полностью по церковному уставу — очень обширен, а культура его исполнения в настоящее время практически полностью утрачена. Поэтому наиболее правильный выход — следить за более опытными прихожанами и повторять за ними их действия. Однако не следует думать, что очень частое совершение крестного знамения (как это делают некоторые излишне усердные молящиеся) свидетельствует о глубине и силе молитвы; креститься надо с разумной частотой и благоговением.

Совершение крестного знамения — благочестивая традиция , установленная в первые времена христианства. Вот что об этом пишет святитель Кирилл Иерусалимский (живший в IV веке): “Да не стыдимся исповедовать Распятого, с дерзновением да изображаем рукою знамение креста на челе и на всем: не хлебе, который вкушаем, на чашах, из которых пьем; да изображаем его при входах, при выходах, когда ложимся спать и встаем, когда находимся в пути и отдыхаем. Он великое предохранение, данное бедным в дар и слабым без труда. Ибо это благодать Божия, знамение для верных и страх для злых духов”....<=

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ПРАВИЛАХ ПОВЕДЕНИЯ В ХРАМЕ

При посещении храма как во время богослужения, так и во внебогослужебный период следует соблюдать определенные правила. Разумность их должна быть понятна для каждого верующего человека: ведь храм — место особого присутствия Бога, и неблагоговейное поведение в церкви показывает отсутствие в нас живой веры в Бога и стремления к его почитанию.

Прежде всего посещение храма требует соблюдения некоторых правил выбора одежды. Одежда для посещения церкви должна быть скромной,неброской, потому что мы идем в храм для смиренной встречи нашей души с Богом, а не для демонстрации нарядов.

Общеизвестно, что мужчина при входе в храм снимает головной убор, а женщина должна находиться в церкви с покрытой головой (в платке). В холодное время допустимы и зимние шапки; однако, так как это иногда вызываетнарекания отдельных пожилых людей, многие постоянные прихожанки, входя в церковь, снимают зимние шапки и повязывают платки.

Недопустимы для женщин в храме мини-юбки или брюки; не следует употреблять косметику и, в особенности, губную помаду (тем более, если вы идете причащаться). И мужчинам, и женщинам даже в жаркое время желательно посещать храм в одежде с длинными рукавами. Чрезвычайно неуместно смотрятся в храме спортивные костюмы. Не разрешается входить в церковь в шортах или майках без рукавов.

В то же время, если вы видите в храме человека, одетого не должным образом, не следует обращаться к нему со словами обвинения или высокомерного поучения. В этом случае нужно тактично и доброжелательно объяснить ему, что в таком виде церковаь посещать не следует, лучше сделать это тихо наедине, не привлекая внимания окружающих. Следует иметь в виду, что далеко не в каждом (особенно городском) храме есть место, где можно снять и повесить зимнюю одежду, положить сумку; это тоже следует учесть, собираясь в церковь. Между тем в определенные моменты службы (когда мы подходим под помазание на всенощном бдении или идем причащаться на Литургии) наши руки должны быть полностью свободны.

При входе в храм на паперти следует перекреститься и поклониться, а войдя в храм — совершить три поясных (в праздники) или три земных (в обычные дни) поклона, поясно поклонившись затем молящимся направо и налево — таково требование церковного устава. Конечно, сейчас далеко не каждый будет соблюдать его полностью; в обстановке многолюдного городского собора земные поклоны выглядят даже несколько неуместно. Как разумный вариант можно рекомендовать слудующее: войти в храм, пройти немного в сторону (чтобы не мешать другим входящим в церковь) и трижды перекреститься, совершая при этом три поясных поклона.

Затем, пройдя вглубь церкви, следует приложиться (то есть поклониться и поцеловать) к праздничной иконе и к наиболее почитаемым святыням храма. До этого можно приобрести на свечном ящике свечи, чтобы поставить их перед святынями, а также подать записки, заказать поминовение и т.п.

Нужно заметить, что целование икон также следует совершать с благоговением — не целовать священные образы непосредственно в лик (правила предписывают совершать целование в руку или ногу изображения)_, не пытаться “перецеловать” изображения всех всех святых на иконе, как это делают некоторые прихожане из чувства “благоговения”, которое трудно не назвать фарисейским.

Выбирая место для молитвы в храме во время богослужения, нужно учитывать, что некоторые пожилые прихожане, постоянно посещающие храм и обычно стоящие на одном и том же месте, начинают считать его “своим”. В случае, если вы такое место случайно “заняли” и вас в этом упрекнули, лучше не вступать в дискуссию, а просто отойти в сторону — тем самым вы сохраните свое душевное спокойствие и уклонитесь от спора, участвовать в котором просто бессмысленно и крайне неприятно.

Нужно отметить, что в некоторых храмах ( в основном в монастырях) соблюдается старинное правило — мужчины стоят на службе с правой стороны, а женщины — с левой; такому порядку, если вы его где-то встретите, удивляться не стоит. Иногда (обычно также в монастырских храмах достаточно редко) соблюдается очередность и в подходе к кресту, ко причастию — вначале мужчины, потом женщины.

Во время богослужения не следует озираться по сторонам, рассматривать окружающих или обращаться к ним с вопросами ( вообще к соблюдению тишины в храме во время богослужения нужно относиться очень строго).

Достаточно сложным вопросом является сидение, допускаемое даже церковным уставом в определенных периодах богослужения, особенно если оно достаточно продолжительно (к примеру, чтение кафизм на всенощном бдении). В то же время есть моменты богослужения, во время которых сидеть не полагается — к примеру, чтение Евангелия или Великий вход на Божественной литургии. К сожалению, в храмах обычно чрезвычайно мало мест для сидения. Хотя многие из прихожан — люди пожилые и болезненные, которым трудно простоять всю службу на ногах. Между тем часто для таких людей это обстоятельство становится серьезныи препятствием для посещения храма. Не будем забывать известное изречение святителя Филарета, митрополита Московского: “Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя — о ногах”.

Во время богослужения лучше без крайней нужды не выходить из храма, не нарушая тишину (особенно это относится к приобретению свечей и т.п., совершаемому у свечного ящика во время службы). Выходя по окончании службы из церкви, перед выходом следует также перекреститься и поклониться, как при входе.

Особо следует сказать о соблюдении порядка в такие моменты, как помазание на всенощном бдении, целование креста после Божественной литургии или раздача святой воды после водосвятного молебна, а в особенности — Крещенский сочельник и в сам праздник Крещения Господня, после великого освящения воды. К сожалению, в подобных ситуациях люди зачастую забывают о подобающем благоговении, с которым следует вести себя в храме Божием, торопятся, толкают друг друга; все это не только являет собой гнетущую картину, но может вызвать серьезный соблазн у человека, лишь приходящего к вере, оттолкнуть его от посещения храма. Такое поведение иначе как греховным назвать нельзя; к нему вполне относятся суровые слова апостола Павла: “ради вас... имя Божие хулится у язычников”(Рим. 2, 24). Вообще, к сожалению, при посещении храма, в особенности в условиях большого города, следует быть готовыми к нахождению среди большого количества молящихся и неизбежных вследствие этого неудобств и смущений. Однако и в таких условиях каждому следует помнить слова святого апостола Павла, обращенные ко всем христианам “Будьте друг ко друго добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас” (Еф.4, 32).

Следует сказать несколько слов и о проведении в храмах фото- или видеосъемок. Принципиально это делать не разрешается, однако допускаются исключения (например, при крещении ребенка или венчании). Однако в этом случае следует заранее обратиться к священнослужителю с такой просьбой, и лишь получив его благословение на съемки, приступать к ним, ведя себя при этом так, чтобы не мешать священнослужителям и молящимся, не отвлекать их и не нарушать церковного благочестия.

Женщинам, посещающим храм, следует знать, что в их жизни есть определенные периоды, связанные с месячными функциями организма, когда посещение храма и прикосновение к церковным святыням не разрещается по установленным еще в ветхозаветной Церкви правилам о нечистоте....<=

ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ

Крещение — Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую.

Таким образом, человек, принявший Таинство Крещения, становится членом Церкви; Крещение — начало его новой, христианской жизни. С этого времени о нем можно молиться, он имеет право приступать к другим Таинствам Церкви. На всех путях земной жизни после Крещения ему сопутствует ангел-хранитель,посылаемый от Бога всякому христианину. В Крещении человек очищается от первородного греха-греха прародителей человеческого рода, сообщаемого ему через рождение, а взрослый человек, кроме того, очищается от всех других грехов, совершенных до Крещения.

Таинство Крещения может соверщаться над человеком только один раз. Однако, если взрослый человек, желающий креститься, не знает — был ли он крещен во младенчестве или нет, и нет возможности навести справку об этом, то над ним совершается Таинство Крещения по обычному чинопоследованию.

В Православной Церкви Крещение может совершаться над человеком любого возраста без всяких ограничений. Древняя христианская традиция совершать Крещение детей во младенческом возрасте не противоречит духу Евангельского благовестия: в этом случае Крещение совершается по вере родителей и восприемников, на которых лежит святая обязанность научить детей истинной вере, помочь им стать достойными членами Церкви Христовтой.

В древние времена истории Церкви Крещение совершалось в определенные дни церковного года, свидетельства чего до сих пор сохранились в богослужебной традиции ( к примеру, в Великую Субботу). Сейчас Крещение может совершаться в любое время. Естественно, что Крещение не может совершаться заочно или посмертно.

НЕКОТОРЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ

Обычно Таинство Крещения совершается в храмах утром, во время Божественной литургии (при наличии такой возможности) или после нее. В любом случае следует обязательно заранее посетить церковь, выяснить, к какому времени приходить и что необходимо иметь с собой. Во многих храмах сейчас можно приобрести специальные крещальные комплекты, предназначенные для совершения Таинства Крещения.

После совершения Крещения в ближайшее время следует причастить крестившагося Святых Христовых Таин. Поэтому взрослому человеку, приступающему к Таинству Крещения (если оно совершается во время Божественной Литургии), желательно с утра воздержаться от еды и питья, чтобы иметь возможность сразу же после Крещения приступить к Причастию.

В том случае, если вы приобрели нательный крестик для крещаемого в светской торговле, его надо освятить. Не забудьте проверить, одеты ли нательные крестики у приглашенных вами крестных.

При совершении Таинства Крещения над младенцем нельзя забывать и о том, что по правилу, унаследованному Церковью с ветхозаветных времен, женщина после родов на протяжении сорока дней не может входить в церковь. По истечении сорокадневного периода, после прочтений над ней священником особой молитвы, именуемой молитвой сорокового дня или — по-народному — “сороковой молитвой”, она может посещать храм без ограничений. Поэтому, если младенец не достиг сорокадневного возраста, то его матери придется воздержаться от входа в храм. Если же младенец старше 40 дней и над матерью молитва сорокового дня ранее не читалась, то для ее присутствия при Таинстве следует вначале, предупредив заранее священника, совершить прочтение молитвы сорокового дня ...<=

ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПРИХОДЯЩЕМУ НА ИСПОВЕДЬ

Приходя на исповедь, следует помнить, что главная наша цель — раскрыть перед Богом со всей искренностью свое сокрушенное сердце, а не пытаться найти оправдание своим поступкам в каких-либо житейских обстоятельствах или в поведении других людей, как это часто случается.

Говоря о своих грехах, не следует ограничиваться очень популярными среди некоторых прихожан, но по сути своей — лукавыми признаниями: “всем грешен”, “грешен делом, словом и помышлением”, “как ступили, так и согрешили” и т.п. На исповеди следует каяться в конкретных личных грехах, осознанных нами и вызывающих чувство раскаяния. Нет людей без грехов, но видеть свои грехи — это также дар Божий, который надо молитвенно испрашивать у Господа. Выражение “ничем не грешен” свидетельствует либо просто о непонимании сущности греха, либо о полном омертвении человеческой души.

Готовиться к исповеди удобнее всего, имея перед собой примерный перечень грехов, обычно читаемый и на общей исповеди. Некоторыые для памяти записывают грехи, в которыхследует принести покаяние, на листке бумаги и идут исповедоваться с ним. Этот обычай достоин поддержки, но при том условии, что исповедник, имея перед глазами перечень своих грехов, искренне и гласно кается в них, а не формально читает свои записи или даже просто передает их священнику, как иногда случается. После исповеди бумагу с этим перечнем следует уничтожить (например, сжечь).

На исповеди не следует уделять слишком много внимания обстоятельствам совершения греха, особенно подробно описывать его совершение. Главное — прямо и искренне назвать свое согрешение и выразить искренне раскаяние в нем, обещая Богу с Его помощью в дальнейшем не повторять сделанного.

Приходя на исповедь, следует отбросить всякое смущение перед священником, исповедоваться ему искренне и во всех своих прегрешениях, памятуя и о тайне исповеди, и о том, что священник вполне понимает обстоятельства человеческой жизни; он — не суровый судья, но помощник в принесении нашего покаяния Богу. Совершенно недопустимосознательно разделять покаяние — в одной части своих грехов каяться одному священнику, в другой части — другому; это свидетельствует о непонимании существа Таинства Покаяния и делает исповедь недействительной.

Если вы пришли на исповедь в первый раз и испытываете затруднения, в чем и как каяться, лучше всего сразу же сказать об этом священнику. Задавая определенные вопросы, он сможет помочь вам принести искреннее и всестороннее покаяние.

В случае, когда время на покаяние достаточно ограничено(к примеру, в большом храме на большой праздник при обилии причастников инебольшом числе исповедающих священнослужителей) следует помнить о том, что не только мы одни желаем принести покаяние и причаститься Святых Христовых Таин, и по возможности не затягивать время исповеди. Если же вы чувствуете, что нуждаетесь в серьезной, продолжительной исповеди — лучше перенести ее на более удобное время (вечером после богослужения, если имеется такая возможность, или в день, когда исповедников будет немного).

В некоторых случаях духовник может наложить на кающегося епитимью (от слова “запрещение”) — благочестивое упражнение, приучающее к духовному подвигу (поклоны,чтение особого молитвенного правила, пост, совершение милостыни) и ограничение конкретным сроком; в этом случае грехи отпускаются не сразу после их исполнения, а лишь после исполнения епитимии. Как правило, духовники делают это с большой осторожностью; но если все же епитимия наложена, следует помнить — разрешить вас от епитимии может только тот священник, который ее накладывал....<=

ЧТО НЕОБХОДИМО ДЛЯ ВЕНЧАНИЯ

Приступающие к таинству брака жених и невеста должны быть крещеными православными людьми. Однако здесь есть и исключение: по правилам Церкви формально допустимо совершение венчания над парой, где один из брачующихся — крещеный православный, а другой принадлежит к иному христианскому исповеданию (католик, протестант) — однако для этого требуется разрешение епархиального архиерея. Естественно, это не относится к мусульманам, иудаистам, буддитстам и приверженцам других нехристианских религий, тем более — к некрещеным или убежденным атеистам.

При оформлении венчания на свечном ящике следует показать свидетельство о гражданском браке. Собственно для венчания нужно приготовить новое белое полотенце, кольца, венчальные свечи и парные иконы Спасителя и Пресвятой Богородицы (свечи и иконы обычно приобретаются в самой церкви).

При подготовке к совершению венчания полотенце расстилается перед аналоем на середине храма, где и будет происходить венчание; кольца (для положения их на Престол) и свечи отдаются священнику, а иконы ставятся в храме (обычно около Царских врат).

Кроме того, при венчании должны присутствовать свидетель и свидетельница (в народе называемые еще шаферами). Они так же, как и брачующиеся, должны быть православными. Свидетели не должны состоять между собой в супружестве.

Очень желательно (хотя и не безусловно обязательно), чтобы жених и невеста, должным образом подготовившись, в день венчания или за несколько дней до него исповедались и причастились Святых Христовых Таин. В особенности это относится к тем парам, которые прожили фактической семейной жизнью без церковного благословения достаточно долгое время.

Платье невесты в принципе может быть любого цвета, но, учитывая символическое значение белого цвета в богослужебной практике Церкви, желательно, чтобы невеста(пусть даже и преклонных лет) была одета в белое.

С совершением Таинства Брака связаны многие “народные приметы”, одни из которых достаточно безобидны “кто первым ступил на полотенце — тот в семье будет главным”), другие же могут омрачить торжество венчания (“кольцо, упавшее на пол при обручении — к распаду брака или смерти одного из супругов”). Следует помнить, что, веря в подобные приметы, мы тем самым свидетельствуем нетвердость своей веры в Бога, неуверенность во Всеблагом Промысле Божием — а это совершенно недопустимо дл я христианина.

Церковь не вполне одобрительно смотрит на второй брак, допуская его лишь по снисхождению к немощам человеческим. Для церковного благословения второго брака существует специальное “Последование о второбрачных”, в некоторых моментах отличающееся от обычного последования венчания. По этому чину последование совершается только в том случае, если и жених, и невеста вступают во второй (третий) брак; четвертый брак не допускается бузусловно. Если же один из супругов вступает в брак впервые, совершается венчание по обычному чину.

Право признания церковного брака несуществующим и разрешения вступить в новый церковный брак принадлежит только епархиальному архиерею. На основании предоставляемого свидетельства ЗАГСа о разводе епархиальный архиерей снимает прежнее благословение и дает разрешение на вступление в новый церковный брак, если,конечно, к этому нет никаких препятствий. Венчание нового церковного брака без разрешения архиерея на расторжение прежнего не допускается....<=