Возвращение к Титульной Странице

Определения душевных качеств, наличие или стремление к которым свидетельствует о тенденции к душевному здоровью

Аккуратность - потребность человека содержать в чистоте, порядке и на их месте принадлежащие ему вещи и свое дело.

Бдительность- потребность быть постоянно готовым к появлению как внешних, так и внутренних врагов и к их отражению.

Безстрастие - потребность не удерживать вниманием и желанием помыслы о том, что приятно для души и тела, не собеседовать с ними мысленно, не соглашаться с ними и не искать возможности воплотить их. “Бесстрастие - отсечение страстных в сердце помыслов” (авва Евагрий).

Благоговение (благое горение, ради блага) - потребность в уменьшении и утишении своих слов, поступков, потребностей не ради здоровья, выгоды, самоулучшения и проч., а ради своей худости, для предоставления места благому; воздержание от выражений своего мнения, отношения и своих чувств при соприкосновении с величием духовным и его воплощением. Может испытываться по отношению не только к Творцу и Его творению, но и к одаренности Им человека, воплощаемой в поведении или в плодах трудов, в том числе, в произведениях искусства. Впервые возникает зачастую невольно, но может сохраняться памятью и произволением, защищая человека от превращения великого в его жизни в обыденное посредством привычки.

Благодарность - потребность признать, что ноты причина того хорошего, что есть в тебе и вокруг тебя, и воздать за это благом; признание благости даров и готовность воздать даровавшему благом или бескорыстной службой. “Кто во время искушений обретает чувство благодарности, тот отгоняет от себя находящие на него помыслы” (авва Даниил).

Благодушие - потребность считать, что все окружающее и происходящее либо является благом, либо сохраняет за человеком возможность трудиться ради благой цели, либо приводит к благим результатам не по человеческому произволению, а по Промыслу. Признание того, что благо всегда (во все времена и при всех обстоятельствах) преобладает в мире, и, одновременно, согласие не отлучаться от него душей. Не отрицает наличия зла в мире. “Благодушный - свободный от томящих забот, мирный в себе”.

Благородство - (родственность тому, что есть безусловное и непреходящее благо) - потребность служить высоким, благим (духовным) побуждениям, данным тебе, а не рабствовать своим низменным (плотским) влечениям.

Благость - потребность дать людям то, что для них полезно. Возможность дать людям то, чем располагаешь (содержишь в себе).

Благочестие - потребность за все воздавать почести Единому Источнику всякого блага.

Безмолвие - потребность уклоняться как от сообщений людям тех сведений, в которых они не нуждаются, так и от предоставления людям поводов и причин говорить о тебе. “Безмолвие есть не допытываться до того, что тебя не касается” (авва Исаия).

Безмятежность- потребность не предпринимать действий, не прилагать усилий, имеющих целью изменение окружающего, а трудиться ради внутреннего благоустройства даже во внешнем; не исключает труды по выполнению мирских обязанностей.

Беспопечительность - потребность в отказе от заботы о внешних результатах своих дел и своих отношений с людьми. “Беспопечительность - умертвие от всякого человека и от всяких дел”.

Безропотность - потребность признавать, что окружающие нас обстоятельства и отношение к нам людей достаточно хороши и не могут быть причиной недовольства, ропота - по нашим грехам и по вере в Промысел Божий.

Бережливость - потребность расходовать силы, время, средства в материальном мире только на то, что полезно, и в количестве, не превышающем потребное.

Бескорыстие - потребность не искать личной, чаще материальной, выгоды, помогая просящим в их трудах или делая что-либо для людей по собственному почину и без их участия.

Вера (отсутствие сомнений) - потребность признания духовных реальностей и их главенствующего значения в жизни человека, и их единственного и Единого Источника.

Вежливость- потребность следовать общепринятым в данном обществе нормам поведения, не раздражая людей своими поступками и словами.

Верность - потребность не отказываться от принятых на себя обязательств, не отрекаться от исповедуемых тобою взглядов. Относится ко всему, кроме греха.

Внимательность - потребность воспринимать все окружающее или дело, которым занимаешься, без изъятия, не считая что-либо недостойным внимания.

Воздержание - потребность не употреблять для собственных телесных нужд (для “утешения”) больше, чем необходимо, и, во всяком случае, не столько, сколько хочется, даже если такая возможность имеется; удержание своих желаний. “Воздержание - удаление от греховных дел” (авва Евагрий)

Воодушевленность - потребность с душевным расположением делать то, что трудно, нехорошо. Отличать от увлеченности, тщеславия, самолюбования.

Грусть - потребность сожалеть об утрате или отсутствии в твоей жизни чего-либо хорошего, а не относится к этому безразлично. Отличать от основанных на похотях грехах - тоски, печали, уныния.

Дерзновение - потребность принять обетованное, основанное на выполнении заповеданного и на вере в Божию милость, а не в свои заслуги.

Доброжелательность - потребность сделать то, что для человека хорошо или избавить его от наличествующего зла. Не бывает с принуждением, против воли того человека, которому готов принести посильное добро.

Добродетель - потребность деятельно, а не на словах, выполнять заповеди, которые и есть, по сути своей, добро. Возможно при признании истинности и благотворности не одной, а всех заповедей. “Как мы поступаем с нашими добродетелями, так и Бог делает с нашими грехами” (прел. Марк Подвижник).

Добротолюбие - потребность сохранять в своих словах и поступках единение с тем, что понимаем как добро, в меру своего разумения.

Достоинство - потребность не умалять высокое назначение человека (служение добру) и его душевные дары (бессмертие, разумность, свободу) пристрастием и рабством ограниченному, временному.

Жалость - потребность разделить с человеком труд перенесения скорбей и страданий (душой или телом) и тем облегчить и уменьшить их. Отличать от потакания, попустительства страстям, т.к., они и есть причина и источник бед и скорбей.

Заботливость - потребность трудиться ради выполнения тобою должного, ради блага других людей. Близко к уважительности, услужливости; отличать от человекоугодия.

Злострадание - потребность, памятуя о своих грехах, произвольно лишать себя разрешенных и доступных удовольствий, утешений телесных и душевных (но не духовных). Подвижники Православия говорят, что тот, кто не несет произвольных злостраданий, подвергается нечаянным скорбям и лишениям.

Искушенность - потребность, проверенная и утвержденная опытом, противостоять даже неожиданным нападениям демонов. “Искушение случайная (неожиданная) скорбь” (прел. Марк Подвижник)

Исповедание - потребность признавать как свою личную, так и общечеловеческую греховность, худость. Неукоризненное исповедание грехов - мужественное терпение их последствий. Противоположно вере в величие человека, разве только в утраченное. Необходимо для выполнения хотя бы первой заповеди: “Покайтесь! ”

Исповедничество - потребность без сомнений и колебаний обнаруживать свою веру в Иисуса Христа и Его Евангелие в любых обстоятельствах, перед друзьями и врагами.

Исполнительность - потребность безотлагательно и безукоризненно выполнять порученное тебе дело, свои обязанности. Не смешивать (не примешивать) рвение, напористость.

Кротость - потребность не следовать собственным похотениям, укрощение их. “Переносить все - есть кротость” (авва Исаия).

Ласковость - потребность обнаружить свое доброе отношение к человеку доставлением ему телесного утешения (утишения). Не путать со льстивостью или с желанием склонить к плотским страстям тех, кто ими обладает

Любовь - потребность принимать всех людей такими, какие они есть, с готовностью отдать для служения им все свои силы. Служить, искать полезного для людей можно словами, делами и молитвой. Последнее превосходнее, но и труднее всего прочего. “Не осуждать - есть любовь” (авва Исаия).

Любознательность - потребность признавать полезность, нежность для человека знаний, готовность трудиться ради их приобретения. Отличать от любопытства, надменности.

Любомудрие - а) потребность признавать большое значение для человека и для окружающих мудрости; предполагает не ее наличие, а труд ради нее; б) мудрость, основанная на любви.

Милосердие - потребность от всего сердца помиловать (избавить от заслуженного, справедливого обвинения и наказания, сделать милым себе) не только того, кто ради этого трудится, но и того, кто, признавая свою вину и слабость, просит о помиловании, не имея заслуг. Лишается смысла по отношению к тем, кто считает себя невинным и протестует против скорбей и страданий (наказаний), возмущенно вопрошая “За что?!”. От прощения отличается тем, что освобождает от обвинения, а не только от наказания.

Молитвословие- потребность постоянно обращаться, хотя бы мысленно, к молитве, предпочитая молитвенный помысел всякому другому размышлению, рассуждению.

Молчаливость- потребность говорить только тогда (и столько), когда (и сколько) это необходимо слушающему по его просьбе или для выполнения твоих обязанностей, но не похотений.

Мудрость - потребность рассуждать о предметах и явлениях физических и духовных беспристрастно. К мудрости ведет (по Святым отцам): воздержание - страх Божий - вера терпение - надежда - бесстрастие - любовь - познание богословие.

Мужество - потребность принять на себя то, что является обязанностью мужчины, мужа не в бытовом, а в общечеловеческом смысле этого слова: защиту слабых и угнетенных, пропитание семьи и управление ею, выполнение наиболее тяжелого труда и ответственность за все перечисленное.

Надежда - потребность обращаться с ожиданием духовных и земных благ к Богу, как к первопричине всякого блага или к иным подателям блага (ангелы, святые), как к исполнителям Его благой воли. “Надежда воспринимается умом через самоотверженность" (преп. Марк Подвижник).

Надежность - потребность не сделать тщетной чью-либо надежду на нас, выполнить взятые на себя обязательства (кроме греховных).

Негодование - потребность безусловно, безотлагательно и несомненно признавать негодными любые планы, высказывания, поступки, имеющие грех целью или средством достижения цели. От гнева отличается направленностью не на человека, а на его мнения, высказывания, поведение.

Нищета - потребность считать, что все, видимо принадлежащее тебе (имущество, здоровье, способности), по сути не твое, а дано тебе во временное пользование, на время, и ты одолжен будешь отчитаться, как пользовался этим. “Нищета · есть - незлобивое сердце” (авва Исаия).

Обличение - потребность предать гласности скрываемую человеком греховную причину его поведения, если это полезно ему самому, либо окружающим. Несовместимо с осуждением, самомнением, самооправданием. Направлено не против человека, а против его грехов или основанных на них поступках.

Общительность - потребность не отчуждаться от людей, разделять с ними их радости и их трудности.

Обязательность - потребность прилагать все силы для выполнения своих обязанностей, обусловленных положением, должностью или же взятых на себя произвольно.

Определенность - потребность поставить своим произволением пределы своим же намерениям, планам; четко определять свое мнение по любому вопросу Противоположно увлеченности, близко целеустремленности. Не смешивать с ограниченностью.

Осторожность - потребность, в связи с естественной ограниченностью человека и неспособностью все предусмотреть, быть внимательным к окружающему, не исключая неожиданного и непредвиденного возникновения опасностей. Невозможно без терпения. Не путать с пугливостью и трусостью.

Осмотрительность- потребность, прежде выполнения своих дел, предварительно (мысленно или физически) осмотреться, выявляя благоприятствующие или препятствующие делу обстоятельства.

Откровенность - потребность открыто высказывать свое мнение без настояния на нем, даже если окружающие с ним не согласны. Не смешивать с задиристостью, задорностью, запальчивостью.

Отвага - потребность не считаться со значимостью (важностью) собственного здоровья, комфорта, со значимостью собственной личности ради служения Богу или людям ради Него.

Отважность - потребность совершить опасный для себя поступок. Основана она обычно на важности поступка (от его - важности) для людей, а не на приятности для совершаемого.

Подчиняемость (управляемость) - потребность выполнять во всем, кроме греха, волю тех, кто облечен большей мирской властью, чем твоя. Нет власти не от Бога, но Святые отцы считают, что не должно угождать людям более чем Богу, а власть нечестивцев расценивают как наказание за грехи. Наказание же советуют отвращать покаянием, каясь, в том числе, и в содружестве с нечестивцами.

Покорность - потребность принимать укоры как словесно - от людей, так и неуспехами в делах, неблагоприятными обстоятельствами - от Бога. Отличать от робости отношением к укорам как к проявлениям заботы, любви и внимания, а не неприязни.

Последовательность - потребность совершать для достижения цели последующее не ранее предшествующего, а также не совершать того, что противоречит или противодействует твоим собственным намерениям. Последовательность внутренняя, душевная иногда влечет за собой внешнюю, видимую несогласованность поступков.

Послушание - потребность добровольно и сознательно выполнять заповеди как по отношению к Богу, так и к людям ради Бога. “Послушание - соблюдение заповедей” (авва Исайя). По отношению к греху возможны: соучастие, принуждение, обман, но не может быть послушания.

Постничество - потребность отказаться и вне установленных Церковью постов от употребления и совершения того, что запрещено Церковью на время постов.

Пост (телесный) - потребность ограничивать прием пищи во времени, количестве, качестве; воздерживаться от супружеской близости, долгого сна и любых других форм угождения плоти. Цель - научить плоть слушаться душу и служить ей.

Пост (душевный) - потребность воздерживаться от любых развлечений, посвящая все душевные силы угождению Богу. Назначение двояко: 1 .Обнаружение недолжных устремлений, которые выявляются только тогда, когда им противостоишь. 2. Собственно противостояние грехам, приобретение опыта в этом, познание собственной слабости и могущества помощников и заступников.

Постепенность- потребность восходить к большему и лучшему “по ступеням”, не минуя меньшего и худшего, затрачивая на путь к совершенному время и труд.

Постоянство - потребность не ставить свои взгляды или намерения в зависимость от внешних обстоятельств, и отказываться от них, получив подтверждение их ошибочности. Близко к верности, не путать с внешним “постоянством” - упрямством, самонадеянностью, педантизмом.

Почтительность - потребность оказывать человеку почет вне зависимости от состояния его личности и внешнего положения (имущественного, служебного и т.д.), основанная патом, что человек, пусть и изуродованный, но живой образ Божий, не достигший подобия.

Правдолюбие (правдивость) - потребность в отражении действительного положения вещей (правды) в мыслях, словах, поступках. Невозможно без терпения себя и, следовательно, без признания собственной худости.

Преданность- потребность не отчуждаться от тех дел, идей, людей, которым служишь ради Бога.

Предупредительность- потребность помочь человеку, если он нуждается в этом, прежде чем тебя попросили об этом. Не смешивать с подобострастием, угодливостью.

Приветливость - потребность не обидеть, не оттолкнуть (приветить) обращающегося к тебе человека.

Прилежание - потребность выполнять те дела, которые непосредственно перед тобою (во времени и пространстве), а не изыскивать занятий более интересных в ущерб тому, чем тебе прилежит (предложит) заниматься.

Простота - потребность как не приукрашивать свои мысли, чувства, так и сказанное другими об их мыслях и чувствах считать соответствующим действительности. “Простота - неискушенная доверчивость”.

Прямота - потребность говорить о своих мыслях, чувствах, намерениях без попыток приукрасить свою позицию или сделать ее более приятной для окружающих, а также отказываться от разговора, если не считаешь его полезным. Не путать с грубостью.

Раскаяние (изменение) - потребность изменить свое отношение к грехам, переходя от услаждения ими к сокрушению о них и противостоянию им.

Рассудительность - потребность совершать те или иные действия не по желанию, а после рассуждения о них, а также проверки их полезности, правильности судом ума.

Ревностность- потребность не упускать ни малейшей возможности выполнять Заповеди. Близко к решительности, не смешивать с напористостью, рвением.

Решительность - потребность следовать принятому решению.

Самовластие - потребность сохранять власть над своими же мыслями, желаниями, действиями. Противоположно распущенности, увлекаемости, плотолюбию.

Самоограничение - потребность трудиться ради ограничения, уменьшения своих притязаний на внешнее, ведущая к; уменьшению зависимости от внешнего.

Самоотверженность - потребность отказываться оттого, что полезно и удобно тебе, даже от собственной жизни ради пользы людей.

Самоукорение - 1) потребность искать в себе причину огорчительных внешних ситуаций и внутренних состояний, а также укорять себя за недолжные желания, мысли и поступки, даже если они известны только тебе или оправдываются людьми и не влекут за тобою очевидных неприятных последствий; 2) признание того, что в твоих действиях, житейских неудачах и плохом отношении к тебе виновны не обстоятельства и люди, а только ты сам.

Самоуничижение - потребность признавать себя худшим других людей не по своим способностям и возможностям, а по тому, такты ими пользуешься (по своим грехам). Зависит не от наличия грехов, а от признания своей греховности и готовности видеть грехи, а также от степени близости к Богу.

Серьезность - потребность признавать, что в жизни самые незначительные действия человека могут повлечь значительные последствия, и что кажущиеся ничтожными внешние обстоятельства могут оказать большое влияние на судьбу человека, и основанное на этом неприятие легкого отношения к жизни.

Скорбность - потребность нести труд переживания своих скорбей без поисков возможности уклониться от них или утешиться внешним.

Скромность - потребность не привлекать к себе внимание. Не путать с застенчивостью, робостью.

Смирение - потребность относиться мирно (с внутренним миром), без враждебности не только к обстоятельствам и людям, приятным или не оказывающим на тебя влияния, но и к враждебным тебе. Отличать от терпимости, робости, потакания, попустительства. Обязывает человека использовать и душевные и телесные силы для защиты Родины, угнетаемых и обижаемых, для любых иных противодействий злу не по пристрастию, а по заповеди, сожалея о врагах, но не щадя зло. Можно и должно мириться с тем, что люди заблуждаются и в результате этого враждуют, но не должно мириться с заблуждениями; должно смиряться с людьми, которые как и мы сами, грешны, но не с их грехами.

Смиренномудрие - 1) потребность признавать единственно правильными рассуждения, основанные на смиренниц (мудрость, порождаемая смирением); 2) готовность смириться, основанная на мудрости и к мудрости же приводящая.

Соболезнование - потребность разделить с человеком его переживания по поводу телесной или душевной боли. Не смешивать с потаканием саможалению или иным страстям.

Собранность - потребность удерживать неразвлеченными все три силы души: желательную, мыслительную и раздражительную.

Совестливость - потребность не отвергать помыслы, свидетельствующие о худости твоих дел. Святые отцы считали, что если твоя совесть тебя не обличает в нарушении заповедей, то не должно доказывать людям свою невиновность (не в силу пренебрежения к людям, а по недопустимости самооправдания доказательств)

Сосредоточенность - потребность неотвлеченно направить свое внимание на выполняемое дело, обдумываемый вопрос.

Сострадание - (страда - интенсивный, непрерывный труд) - потребность разделить с человеком труд (душевный и телесный) и перенесение житейских невзгод. Возможно (при согласии страдающего) отвратиться от причин страдания, от грехов (как и соболезнование, сочувствие).

Сочувствие - потребность разделить чувства (обычно тягостные душевно) другого человека, и тем ослабить их.

Справедливость - потребность получать или назначать воздаяние не по пристрастию или неприязни, не по планам, а по очевидным делам и их результатам. Отличать от справедливости как душевного свойства.

Старательность - потребность добросовестно затрачивать усилия (физические, внешние) для благополучного выполнения своего дела.

Стойкость- потребность не изменять своему (православному) мнению об окружающем и отношению к нему, даже если это ведет к скорбям, неприятностям; готовность отстаивать свое право придерживаться должного.

Строгость - потребность спрашивать выполнение своих обязанностей с тех, кто по службе или добровольно подчинен тебе.

Стыдливость - потребность не заглушать развлечениями или удовлетворением своих пристрастий ощущения нарушенной тобой справедливости.

Суровость - потребность обличать грехи тех людей, по отношению к которым ты имеешь на это право (подчиненные или просящие о помощи). Грехи обличать, но не осуждать самих людей. Не путать с фанатизмом.

Тактичность - потребность своим поведением и высказыванием не напоминать о том в жизни человека, чем он может быть огорчен; достигать поставленной цели не огорчая окружающих. Не путать с человекоугодием.

Терпение - потребность принимать реальность (себя, близких, окружающее) такой, какова она есть, беспристрастно выбирая свое поведение в данной реальности. “Долготерпение - есть не помышлять ничего против ближнего” (авва Исайя).

Тихость- потребность не привлекать к себе внимания многословием, громкостью речи, производимым тобою шумом.

Трудолюбие - потребность постоянно трудиться, быть занятым делом, а не пребывать в праздности; любовь к самому труду, а не к его результатам.

Тщательность - потребность неоднократно внимательно проверять правильность выполнения своих обязанностей для того, чтобы не допустить изъянов в своей работе.

Уважительность - потребность признавать важность, значимость как человеческой личности, так и ее роли в миру и влияния на окружающее независимо от ее настоящего состояния. Имеет основание в том, что человеческая личность создана по образу Божию и от Бога одарена силами и способностями, превосходящими силы остальных живых существ.

Умеренность - потребность свои личные планы и принимаемые на себя обязательства перед другими людьми соизмерять со своими возможностями, а свои потребности телесные удовлетворять мерою, соотнося с необходимым, а не с желаемым.

Усердие - потребность служить делу или человеку ради Бога, охотно отдавая служению все силы души и послушного ей тела, от “всего сердца”.

Уступчивость - потребность отдать, во избежание противоречий, свои права и возможности тому, кто тем или иным способом обнаруживает свою заинтересованность в них; в конечном счете - готовность отказаться от личных выгод и удобств в пользу другого человека. Не путать с податливостью.

Храбрость - потребность поставить себя в опасную ситуацию ради блага других людей.

Целеустремленность - потребность следовать определенной цели, которая признается главной, подчиняя ей всю свою деятельность, не упускать ее из виду.

Человеколюбие - потребность, не противопоставляя себя людям и не возносясь над ними, служить им во всем, в чем нет греха, и тем, в чем нет греха; признание единства даже с теми, кто противится нам, без принуждения их такому же, как у нас к ним, отношению к нам. “Человеколюбие - ко всем любовь и повиновение” (авва Исайя).

Честность - потребность своими мыслями, словами, делами не унижать высокой чести, которая оказана человеку: созданию его по образу и подобию Творца и дарованию возможности служить добру.

Чистоплотность - потребность поддерживать плоть в состоянии для нее неразрушительном и не раздражающем для окружающих.

Чуткость - при отсутствии безразличия, потребность замечать малейшие изменения эмоционального состояния окружающих.

Шаловливость - потребность поделиться с окружающими своим ощущением радости и веселья, обнаруживая их словами и поведением в то время, когда не занят делом; не должна мешать окружающим.

Щедрость - потребность отдать больше, чем у тебя прося-?, предвидя и предполагая, что просящему будет недостаточно просимого.

Целомудрие - потребность следовать беспристрастному свободному рассуждению (мудрости) ума о должном поведении (внешнем) и расположении (внутреннем); мудрость, присущая человеку в целом, всему его составу (душе и телу), без противоречий и разногласий между ними.